Страхи у ребенка 6 лет

Страх смерти у детей: как вести себя родителям

В раннем возрасте ребенок с помощью органов чувств активно познает окружающий мир. Но со временем его сознание развивается, и малыш начинает анализировать полученную информацию. Так он приходит к важному открытию — у всего есть конец. У ребенка возникает страх смерти. При этом он не только боится умереть сам, но и панически боится потерять близких людей. Боязнь смерти может проявляться как в открытом виде, так и лежать в основе других страхов (боязнь болезни, нападения, войны, темноты и пр.).

Почему и в каком возрасте дети начинают бояться смерти

В первые годы жизни такое понятие, как «смерть» не вызывает интереса ребенка. Все окружающие объекты он воспринимает постоянными. Но со временем малыш получает представления о времени, пространстве и приходит к осознанию того, что любая жизнь имеет начало и конец. Это открытие ошеломляет формирующееся сознание, и ребенок начинает очень переживать за себя и своих родных, появляется устойчивая боязнь.

У каждого малыша этот страх выражен в большей или меньшей степени. Причиной сильной боязни смерти зачастую является потеря одного из родителей или другого очень близкого человека. Кроме того, такой фобии нередко подвержены часто болеющие, излишне эмоциональные и впечатлительные малыши, а также ребята, которые воспитываются в неполной семье. Что касается половых различий, то девочки испытывают боязнь чаще, чем мальчики.

Конечно, есть дети, которые вообще не страшатся смерти. Часто причиной тому является то, что родители создают вокруг малыша искусственный мирок, оберегая его от малейших потрясений. Однако из таких ребят зачастую вырастают равнодушные эгоисты, которые не тревожатся ни за кого. Отсутствие переживаний по поводу смерти в то же время отмечается у детей хронических алкоголиков и обусловлено их низкой эмоциональной чувствительностью, неустойчивостью интересов и чувств.

Боязнь смерти не является отклонением, а, напротив, свидетельствует о нормальном развитии психики ребенка. Этот страх малышу предстоит осознать и пережить. Если же он не перерабатывается, а загоняется внутрь сознания, то мучает ребенка долгие годы, соединяясь с другими фобиями и мешая полноценному общению.

В пятилетнем возрасте для крохи становится потребностью ощущать себя. Боязнь утратить это состояние трансформируется в страх смерти. Именно поэтому многие дети боятся засыпать, а также видеть страшные сны. Во сне утрачивается самоощущение, что чем-то напоминает смерть. Завтрашний день для ребенка оказывается за горизонтом реальности.

Чуть позже (лет в шесть) мальчикам и девочкам иногда снится собственная смерть — во сне их съедает лев или крокодил, пресловутая Баба Яга хочет схватить и поджарить в своей печке.

Детская психика продолжает развиваться, и танатофобия (именно так в психологии называется страх смерти) становится более обобщенной: ребенок боится оказать в замкнутом пространстве, быть погребенным заживо, заболеть смертельной болезнью.

Часто страх смерти влечет за собой боязнь засыпать

Если одни ребята боятся умереть сами, стать «ничем», не понимают, зачем они родились на свет, если все равно придется умереть, то другие, наоборот, страшатся смерти своих близких, самих себя считая при этом неуязвимыми. Такие дети могут демонстративно заявлять, что никогда не умрут. Подобный максимализм может проявляться до подросткового возраста.

Вообще, что касается подростков, то многие из них склонны к магическому воображению. Сами себе они выдумывают символы смерти, таинственные знаки, роковые совпадения, рассказывают друг другу страшные истории про вампиров, призраков, Пиковую Даму, Черную руку и пр. Тревоги на тему смерти, как правило, проявляются у излишне впечатлительных и эмоциональных девочек и мальчиков.

Магическая тематика привлекает излишне впечатлительных школьников

Однако при патологической природе такого страха он может негативно сказываться на развитии личности, подрывать уверенность в себе, и тут уже не обойтись без вмешательства специалиста.

Отметим также, что страх смерти в детском возрасте может быть открытым (ребенок боится непосредственно смерти) либо скрытым (малыш опасается острых предметов, огня, высоты, подавиться едой и пр., что опять-таки может привести человека к смерти).

Как помочь ребенку справиться со страхом смерти

Страх смерти, как и любая детская фобия, со временем проходит либо притупляется. Конечно же, это происходит в том случае, если близкие люди чутко относятся к ребенку, интересуются его внутренним миром. Родителям следует ограждать излишне впечатлительного малыша от посещения похорон, однако при этом нужно периодически вспоминать умерших родственников, чтобы малыш понимал, что после смерти человек живет в памяти и в сердцах близких.

Недопустимо употребление фраз вроде «Не будешь слушаться, мама заболеет и умрет!». Таким образом, родители сами провоцируют у ребенка страх смерти одновременно с чувством вины.

К малышу, который переживает любой страх, нужно проявлять повышенную ласку, заботу и теплоту, потому что таким способом его нервная система подает сигнал о помощи. К детской фобии следует отнестись предельно спокойно, чтобы не усилить переживания ребенка. Родитель должен сделать вид, что нисколько не удивляется опасениям малыша.

Чтобы отвлечь ребенка от излишних переживаний, необходимо разнообразить его жизнь, наполнив ее новыми яркими красками: лишний раз посетить цирк или театр, парк аттракционов и пр., расширить круг знакомств малыша.

Многие родители имеют свои мелкие страхи (боязнь самолетов, пауков, собакгрозы и пр.): для блага ребенка нужно постараться преодолеть их. В то же время является серьезной ошибкой со стороны родителей стремление излишне опекать кроху, изолировать его от волнений окружающего мира.

Беседы с ребенком

Беседуя с сыном или дочерью на тему смерти, прежде всего, не нужно лукавить и уклоняться от четких ответов. При этом взрослые должны очень осторожно подбирать слова. Следует честно сказать малышу, что все люди без исключения когда-нибудь умрут, но произойдет это только в старости, смерти предшествует долгая счастливая жизнь.

Разговоры о смерти призваны не только объяснить ребенку ее естественную природу, но и научить его ценить жизнь. Малыш должен уяснить, что необходимое условие долгой и счастливой жизни — заботливое отношение к себе и бликим людям.

Если скончался кто-то из родных и знакомых ребенка, то следует сообщить ему об этом в предельно осторожной форме. Лучшим оправданием смерти в данном случае будет старость либо редкая болезнь (чтобы малыш не думал, что это может в любой момент случиться с ним или родителями). Не нужно говорить крохе, что человек уснул и не проснулся: это только повлечет за собой дополнительные страхи. Еще одна ошибка — объяснять, что человек уехал очень надолго и неизвестно, когда вернется. Ведь, в этом случае ребенок будет ждать, а потом обвинять тех, кто ему соврал.

Недопустимо со стороны родителей подшучивать над детским страхом, тем более нельзя обвинять ребенка в боязни. Малыш может замкнуться в себе и в будущем вообще ничего не расскажет взрослым.

Фразы вроде «Раз мы с папой не боимся смерти, то ты тоже должен быть смелым» для крохи ничего не значат. Не нужно подробно обсуждать с ребенком или в его присутствии чью-либо смерть или болезнь.

Полезно почитать вместе с ребенком литературу, которая на доступном уровне объясняет малышу, что такое смерть, например, детскую книгу шведской писательницы П. Стальфельт «Книга о смерти».

Презентация книги для детей шведской писательницы П. Стальфельт «Книга о смерти»

Отметим, что в верующих семьях дети реже испытывают страх смерти. Ведь, они верят, что по завершению земной жизни бессмертная душа попадает в рай (конечно же, если человек достойно прожил эту жизнь и не совершал плохих поступков). При этом родителям ни в коем случае не следует пугать сына или дочь адом, предупреждая, что он может попасть туда за непослушание и плохое поведение .

Метод сказкотерапии

Эффективным методом для преодоления разного рода страхов является сказкотерапия. Именно при помощи такой ненавязчивой формы дети побеждают свои проблемы, сомнения, становятся более самостоятельными и уверенными в себе.

Так, например, во многих сказках Г.-Х. Андерсена затрагивается тема смерти, и это явление объясняется на доступном детскому пониманию уровне. Родители должны обязательно читать такие произведения своему ребенку.

В конце знаменитой сказки «Русалочка» главная героиня умирает — но не исчезает бесследно, а превращается в морскую пену, то есть продолжает существовать, но уже в совершенно другом, обновленном виде.

Над морем поднялось солнце; лучи его любовно согревали мертвенно-холодную морскую пену, и русалочка не чувствовала смерти; она видела ясное солнышко и каких-то прозрачных, чудных созданий, сотнями реявших над ней. Она могла видеть сквозь них белые паруса корабля и красные облака на небе; голос их звучал как музыка, но такая воздушная, что ничье человеческое ухо не могло расслышать ее, так же, как ничей человеческий глаз не мог видеть их самих. У них не было крыльев, и они носились по воздуху благодаря своей собственной легкости и воздушности. Русалочка увидала, что и у нее такое же тело, как у них, и что она все больше и больше отделяется от морской пены.

— К кому я иду? — спросила она, поднимаясь на воздух, и ее голос звучал такою же дивною воздушною музыкой, какой не в силах передать никакие земные звуки.

— К дочерям воздуха! — ответили ей воздушные создания. — У русалки нет бессмертной души, и она не может приобрести ее иначе как благодаря любви к ней человека. Ее вечное существование зависит от чужой воли. У дочерей воздуха тоже нет бессмертной души, но они сами могут приобрести ее себе добрыми делами. Мы прилетаем в жаркие страны, где люди гибнут от знойного, зачумленного воздуха, и навеваем прохладу. Мы распространяем в воздухе благоухание цветов и приносим с собой людям исцеление и отраду. По прошествии же трехсот лет, во время которых мы творим посильное добро, мы получаем в награду бессмертную душу и можем принять участие в вечном блаженстве человека. Ты, бедная русалочка, всем сердцем стремилась к тому же, что и мы, ты любила и страдала, подымись же вместе с нами в заоблачный мир; теперь ты сама можешь обрести бессмертную душу!

Иллюстрация к концовке сказки Андерсена, где объясняется, что смерть это не конец существования

Тема смерти, бессмертной души человека затронута еще в одной сказке Андерсена – «Ангел». Там рассказывается, что когда умирает ребенок, то божий ангел спускается с неба, берет его на руки. Вместе они облетают все любимые места малыша, а по пути собирают цветы. На небе они расцветают, а Бог выбирает самый красивый цветочек, и дарит ему голос, чтобы тот смог присоединиться к блаженному хору. А умершему ребенку Господь дает крылья, и он становится еще одним ангелом.

В ту же самую минуту они очутились на небе у бога, где царят вечные радость и блаженство. Бог прижал к своему сердцу умершее дитя — и у него выросли крылья, как у других ангелов, и он полетел рука об руку с ними. Бог прижал к сердцу и все цветы, поцеловал же только бедный, увядший полевой цветок, и тот присоединил свой голос к хору ангелов, которые окружали бога; одни летали возле него, другие подальше, третьи еще дальше, и так до бесконечности, но все были равно блаженны. Все они пели — и малые, и большие, и доброе, только что умершее дитя, и бедный полевой цветочек, выброшенный на мостовую вместе с сором и хламом.

В сказке «Девочка со спичками» в предновогодний вечер бедная малышка бредет по холодной темной улице. Босая, голодная и замерзшая, девочка боится вернуться домой — ведь, отец убьет ее за то, что она не продала сегодня ни одной спички. Она садится возле богатого дома и зажигает спички, чтобы согреться. Малышка видит на небе звездочки, одна из них вдруг начинает катиться по небу. Девочка вспоминает слова своей покойной бабушки о том, что падающая звезда означает, что чья-то душа идет к Богу. Перед замерзшим ребенком появляется ее любимая бабушка, и девочка просит, чтобы она забрала ее с собой.

И она поспешно чиркнула всем остатком спичек, которые были у нее в руках, — так ей хотелось удержать бабушку. И спички вспыхнули таким ярким пламенем, что стало светлее, чем днем. Никогда еще бабушка не была такою красивою, такою величественною! Она взяла девочку на руки, и они полетели вместе в сиянии и в блеске высоко-высоко, туда, где нет ни холода, ни голода, ни страха: к Богу!

«Девочка со спичками» — короткий святочный рассказ Г.-Х. Андерсена

Помочь ребенку справиться с боязнью смерти помогут и современные терапевтические сказки, придуманные опытными психологами. Например, произведение Ирины Гавриловой «Капелька» объяснит малышу, что такое движение жизни в природе (переход из одного состояние в другое). По сюжету сказки однажды летним утром на одном цветочке появилась капелька росы. Она красиво переливалась, смеялась и звенела. Но солнце все сильнее согревало всех своими лучами, Капелька становилась меньше и, наконец, исчезла вовсе. Цветок очень расстроился: он подумал, что она умерла. Но на самом деле Капелька превратилась в пар (маленькое облачко) и поднялась на небо. Там было множество таких облачков, они тесно прижимались друг к другу, и в итоге появилась большая туча. Пошел дождь — облачка снова превратились в капельки. На земле капельки образовали ручеек, он долго бежал по земле, пока не влился в реку. Героиня чувствовала свою важность в общем деле, годилась собой. Затем солнце снова превратило ее в пар, и она с радостью повторила знакомый путь уже без всякого страха. Однажды Капелька неожиданно провалилась под землю. Там было много корней растений, один из них выпил ее, и героиня побежала по стеблю, превратившись в сок. Капелька гордилась тем, что она стала цветком. Когда настала осень, цветок завял, и капля воды снова вернулась в землю. Теперь она уже влилась в подземный ручеек, много путешествовала под землей. Через некоторое время героиня вновь очутилась на земле и превратилась в холодную снежинку. Снежинка стала частью сосульки. Весной Капелька растаяла и влилась в оттаявший ото льда ручеек, а затем в речку.

А капелька радостно кувыркалась в бурных весенних водах, умильно подставляя свои бока яркому весеннему солнышку и вспыхивая при этом искристым светом. “Надо же!” — удивлялась наша Капелька. — “Получается, что ничто не умирает! Все только изменяется и продолжает свое существование в новом виде! Это так здорово, и так интересно!”

… И каждое новое состояние замечательно по-своему, и каждое новое превращение чудесно необыкновенно!

Иллюстрация к сказке И. Гавриловой

Эта замечательная познавательная сказка подводит ребенка к выводу, что не нужно бояться того, чего не знаешь. Другие капли, которые еще не успели поменять свое состояние, искренне считали, что героиня умерла, хотя их ждало то же самое превращение. Точно так же не нужно бояться смерти, рано или поздно это произойдет с каждым, просто кто-то умирает (переходит в другое состояние) раньше, а кто-то позже. После знакомства с историей Капельки к малышу должно прийти спокойствие и уверенность, что все, что происходит на свете, должно происходить, а смена состояний может приносить радость и удовлетворение.

Похожую сказку придумала психолог М. А. Антонова, только ее герой — уже солнечный луч. Ведь, солнце ежедневно отпускает на землю свои лучики, которые разбегаются по земле, а с наступлением темноты рассеиваются в воздухе. Один из них беспокоился по поводу того, что с ним станет. Он не понимал, как же он может исчезнуть без следа. Когда Луч попал на землю, то вначале он хотел сберечь себя, но затем заметил маленький нераскрывшийся цветочек. Он согрел его своим теплом, и цветок красиво расцвел. После этого Лучик увидел кошку и согрел ее после холодной ночи. Море же от солнечного света стало еще более ярким. Лучик понял, как многое он может сделать, его переполняло счастьем. И когда солнце уже заходило за горизонт, герой понял, то ему пора уходить. Но теперь он уже чувствовал только покой. Земля и ее жители наполнились его теплом, и Лучик не умер, а стал частью земли. А ночью, когда все уснуло, Лучик воспарил через облака и снова стал частью солнца.

Лучи, как и живые существа, рождаются с восходом солнца и умирают на закате

Эта сказка дает ребенку понять, как мудро устроена природа и все наше мироздание. Произведение учит малыша тому, что не только не нужно постоянно бояться смерти, но и следует жить, принося пользу другим.

Еще один вариант того, как можно объяснить ребенку понятие «смерть» представляет терапевтическая сказка «Волшебное предназначение Джина» (автор Гриза Т.А.). Действие происходит на далеком Востоке. В одном прекрасном городе в старинной лампе покоится волшебный Джин. Но раз в сто лет он просыпается и может исполнить три заветных желания человека. Никто из людей не знают, когда же пройдут эти сто лет, и потому периодически все подходят к лампе попытать чуда. И вот однажды повезло маленькому мальчику. Когда он потер лампу, из нее выплыло разноцветное облачко. Это был Джин, который исполнил три желания ребенка. После этого Джин стал менее ярким и выглядел уставшим. Он поблагодарил мальчика за то, что тот помнит о нем, сказал ему, что выполнил свое предназначение и должен отправиться на покой, чтобы через сто лет снова проснуться.

Таким образом, в данной волшебной истории понятие «смерть» ассоциируется с понятием «покой». Кроме того, поднимается тема памяти — Джин благодарен людям за то, что они не забывают его.

Художественная и игровая терапия

Родителей не должно пугать то, что тема смерти отражается в рисунках малыша. Это проявление нормальной работы психики, которая проигрывает ситуацию на бумаге, помогая тем самым преодолеть чувство внутренней тревоги.

Взрослым следует активно пользоваться методом арттерапии, чтобы выплеснуть страхи и напряжение сына или дочери. Ведь, большинство детей дошкольного и младшего школьного возраста любят рисовать. Суть метода заключается в том, что ребенку предлагается нарисовать свой страх смерти. Ребята в этом случае обычно изображают страшных монстров мрачных цветов с оружием, это также может быть, например, огонь. Малыш сам должен выбрать материалы для изображения: карандаши, краски, фломастеры. Хотя краски позволяют добиваться широких мазков. Кстати, здесь будут уместны и нетрадиционные методы рисования (например, кляксография). Когда рисунок будет готов, мама или папа расспрашивают ребенка о созданном образе, помогают ему наводящими вопросами. Причем, в данном случае лучше говорить следует как можно больше. После этого взрослый предлагает малышу самостоятельно расправиться с нарисованным страхом — порвать его в клочья, сжечь, закопать в землю либо запереть на замок в шкатулке. Подобную процедуру можно проводить многократно.

Рисование страха — хороший способ побороть его

Еще одно направление подобных занятий — ребенку предлагается развеселить свой страх. Злобному непонятному существу можно пририсовать яркие бантики, воздушные шарики, цветочки. Темному пятну можно нарисовать улыбку, смешную рожицу, поставить его на роликовые коньки.

Дети всегда лучше воспринимают совет или убеждения, если оно облечено в игровую форму. Так, например, часто боязнь смерти трансформируется у детей в кошмарные сны. Если это случается часто, то можно вместе с ребенком смастерить ему зонтик Оле-Лукойе. Обычный старый зонтик украшается яркими аппликациями из цветной бумаги или ткани, талисманами. Перед сном мама раскрывает возле кроватки ребенка волшебный зонт и убеждает, что страхи не доберутся до него.

Видео: 5 способов побороть страх

Как избавить ребёнка от страха смерти: советы психологов

Психологи считают страх смерти одной из ключевых детских фобий. Эта тема рано проникает в сознание ребенка, ведь он наблюдает смену дня и ночи, времен года, сталкивается в окружающей среде с мертвыми живыми существами. Этот вопрос тем более актуален, если малыш пережил собственный печальный опыт — потерю близкого человека.

По мнению психолога М.Г. Дятловой трудности в преодолении боязни смерти у ребенка состоит в том, что взрослые часто в глубине души испытывают те же самые переживания. Многих людей приводит в оцепенение сама мысль о том, что все в мире тленно, и когда маленький сын или дочь начинают задавать вопросы о смерти, взрослые пугаются и не могут дать адекватного ответа, который бы удовлетворил и успокоил малыша.

Психолог-консультант Анна Арутюнян, которая специализируется на отношениях родителей и детей, полагает, что все виды детских страхов в какой-то мере связаны со страхом небытия. Взрослым замалчивать эту тему не нужно, ведь она является неотъемлемой частью самой жизни, затрагивает содержание телевизионного контента. Поскольку больше всего страшит то, что непонятно, родителям нужно рассказать ребенку о том, что каждое живое существо проходит обязательный цикл рождения, развития и умирания. Что касается формулировки «смерть — это вечный сон», то ее следует избегать, чтобы не вызвать у малыша проблемы с засыпанием.

Многие дети очень боятся, что умрут и мама и папа. В этом случае нужно объяснить крохе, что это произойдет не скоро, что впереди еще его ждет множество радостных событий.

Е. Сорокина, педагог-психолог высшей категории, называет страх смерти здоровым этапом развития детской психики. Это так же естественно для малыша, как боязнь потеряться или заболеть. И говорить с ребенком на эту тему следует предельно честно.

Видео по теме

Психологи в своих видеоблогах дают рекомендации по преодолению страха смерти у малышей.

Психотерапевт Максим Чекмарёв дает рекомендации по поводу преодоления страха смерти у ребенка

Психолог Виктория Маркелова размышляет об отношении детей к теме смерти

Страх смерти у детей: рекомендации родителям психолога В. Шиманской

Страх смерти — совершенно нормальный этап развития детской личности. Малышу рано или поздно придется столкнуться с этим явлением. Задача же родителей — проявить всю свою мудрость и тактичность, чтобы успокоить ребенка и правильно объяснить ему, что такое смерть (естественный процесс, являющийся частью самой жизни). По мере взросления сына или дочери эту тему сменят другие интересы. Если же сознание малыша не в состоянии принять смерть, и боязнь превращается в навязчивую фобию, то, конечно же, не следует откладывать визит к психологу.

  • Лариса Морозова

Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория).

Детские страхи от 5 до 7 лет

Ведущим страхом у детей старшего дошкольного возраста является страх смерти, как родителей (86,6%), так и своей (83,3%). Причём, у девочек страх смерти встречается чаще, чем у мальчиков (соответственно 64% и 36%). Незначительное количество детей (6,6%) испытывают страх перед тем, как заснуть и страх больших улиц. В основном этот страх испытывают девочки. У девочек 6 лет также наиболее ярко по сравнению с мальчиками этого же возраста представлены страхи первой группы (страхи крови, уколов, боли, войны, нападения, воды, врачей, высоты, болезней, пожаров, животных). Из страхов второй группы девочкам наиболее свойственны страхи одиночества, темноты, а из страхов третьей группы – страх родителей, опоздания в школу, наказания. У мальчиков по сравнению с девочками в большей мере выражены следующие страхи: страх глубины (50%), некоторых людей (46,7%), огня (42,9%), замкнутого пространства (40%). В целом, девочки гораздо более трусихи, чем мальчики, однако едва ли это задано генетически: большей частью это следствие того, что девочкам бояться разрешают и в девочек в их страхах мамы вполне поддерживают.

У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть и плохие. Плохие — это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Отражение мы находим в типичных для возраста страхах перед чертями как нарушителями социальных правил и сложившихся устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира. В большей степени подвержены боязни чертей послушные дети, испытавшие характерное для возраста чувство вины при нарушении правил, предписаний по отношению к значимым для них авторитетным лицам.

Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка.

Следует избегать наказаний за неприличные слова, терпеливо объясняя их неприемлемость и одновременно предоставляя дополнительные возможности для снятия нервного напряжения в игре. Помогает и налаживание дружеских отношений с детьми другого пола, и здесь не обойтись без помощи родителей.

Тревожные ожидания детей рассеиваются спокойным анализом, авторитетным разъяснением и убеждением. В отношении мнительности самое лучшее — не подкреплять ее, переключить внимание ребенка, побегать вместе с ним, поиграть, вызвать физическое утомление и постоянно самим выражать твердую уверенность в определенности происходящих событий.

Развод родителей у детей старшего дошкольного возраста оказывает большее неблагоприятное воздействие на мальчиков, чем на девочек. Недостаток влияния отца в семье или его отсутствие способны в наибольшей мере затруднить у мальчиков формирование соответствующих полу навыков общения со сверстниками, вызвать неуверенность в себе, чувство бессилия и обреченности перед лицом пусть и воображаемой, но заполняющей сознание опасности.

Так, мальчик 6 лет из неполной семьи (отец ушел после развода) панически боялся Змея Горыныча. «Он дыхнет — и все», — так он объяснял свой страх. Под словом «все» он подразумевал смерть. Никто не знает, когда может прилететь Змей Горыныч, поднявшись из глубин его подсознания, но ясно, что он может внезапно захватить воображение беззащитного перед ним мальчика и парализовать его волю к сопротивлению.

Наличие постоянной воображаемой угрозы указывает на отсутствие психологической защиты, не сформированной из-за отсутствия адекватного влияния отца. У мальчика нет защитника, который мог бы убить Змея Горыныча, и с которого он мог бы брать пример, как со сказочного Ильи Муромца.

Или же приведем случай с мальчиком 5 лет, который боялся «всего на свете», был беспомощным и одновременно заявлял: «Я — как мужчина». Своей инфантильностью он был обязан тревожной и чрезмерно опекающей матери, которая хотела иметь девочку и не учитывала его стремления к самостоятельности в первые годы жизни. Мальчик тянулся к отцу и стремился во всем походить на него. Но отец был отстранен от воспитания властной матерью, блокирующей все его попытки оказать какое-либо влияние на сына.

Невозможность идентификации с ролью зажатого в семье и неавторитетного отца при наличии беспокойной и гиперопекающей матери — это и есть семейная ситуация, способствующая уничтожению активности и уверенности в себе у мальчиков.

Однажды мы обратили внимание на растерянного, застенчивого и робкого мальчика 7 лет, который никак не мог нарисовать целую семью, несмотря на нашу просьбу. Он рисовал отдельно или себя, или отца, не понимая, что на рисунке должны быть и мать, и старшая сестра. Не мог он также выбрать в игре и роль отца или матери и стать в ней самим собой. Невозможность идентификации с отцом и его низкий авторитет были вызваны тем, что отец постоянно приходил домой навеселе и сразу укладывался спать. Он относился к мужчинам, «живущим за шкафом», — незаметным, тихим, отключенным от проблем семьи и не участвующим в воспитании детей.

Мальчик не мог быть и самим собой, так как его властная мать, потерпев поражение с уходящим из-под ее влияния отцом, пыталась взять реванш в борьбе за сына, который, по ее словам, во всем походил на презираемого мужа и был таким же вредным, ленивым, упрямым. Надо сказать, что сын был нежеланным, и это постоянно сказывалось на отношении к нему матери, которая была строгой к эмоционально чувствительному мальчику, без конца делала ему замечания и наказывала. Кроме того, она чрезмерно опекала сына, держала под неусыпным контролем и останавливала любые проявления самостоятельности.

Неудивительно, что скоро он стал «вредным», в представлении матери, поскольку пытался как-то проявить себя, а ей это напоминало прежнюю активность его отца. Именно это и пугало мать, не терпящую никаких несогласий, стремящуюся навязать свою волю и подчинить себе всех. Она, как Снежная Королева, сидела на троне из принципов, повелевающая, указывающая, эмоционально недоступная и холодная, не понимающая духовных запросов сына и обращающаяся с ним, как со слугой. Муж и пить начал в свое время в знак протеста, защищаясь от жены «алкогольным небытием».

В беседе с мальчиком мы обнаружили не только возрастные страхи, но и много идущих из предшествующего возраста страхов, в том числе наказания со стороны матери, темноты, одиночества и замкнутого пространства. Наиболее выражен был страх одиночества, и это объяснимо. У него нет друга и защитника в семье, он — эмоциональная сирота при живых родителях.

К страхам приводят и неоправданная строгость, жестокость отца в отношениях с детьми, физические наказания, игнорирование духовных запросов и чувства собственного достоинства.

Как мы видели, вынужденная или сознательная подмена мужской роли в семье властной по характеру матерью не только не способствует развитию у мальчиков уверенности в себе, но и приводит к появлению несамостоятельности, зависимости, беспомощности, являющихся питательной почвой для размножения страхов, тормозящих активность и мешающих самоутверждению.

При отсутствии идентификации с матерью и у девочек может теряться уверенность в себе. Но в отличие от мальчиков они становятся скорее тревожными, чем боящимися. Если к тому же девочка не может выразить любовь к отцу, то уменьшается жизнерадостность, а тревожность дополняется мнительностью, что приводит в подростковые годы к депрессивному оттенку настроения, ощущению своей никчемности, неопределенности чувств, желаний.

В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего именно во сне: «Я гуляла в зоопарке, подошла к клетке льва, а клетка была открыта, лев бросился на меня и съел» (отражение, связанных со страхом смерти, страхов нападения и животных у девочки 6 лет), «Меня проглотил крокодил» (мальчик 6 лет). Символом смерти является вездесущая Баба Яга, которая во сне гоняется за детьми, ловит их и бросает в печку (в чем и преломляется, связанный со страхом смерти, страх огня).

Нередко во сне детям этого возраста может привидеться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения и потери. Подобный сон опережает страх смерти родителей в младшем школьном возрасте.

Таким образом, в 5-7 лет сновидения воспроизводят настоящие, прошлые (Баба Яга) и будущие страхи. Косвенно это указывает на наибольшую насыщенность старшего дошкольного возраста страхами.

В страшных снах отражается и характер отношения родителей, взрослых к детям: «Я поднимаюсь по лестнице, спотыкаюсь, начинаю падать со ступенек и никак не могу остановиться, а бабушка, как назло, вынимает газеты и ничего не может сделать», — говорит девочка 7 лет, отданная на попечение беспокойной и больной бабушке.

Мальчик 6 лет, имеющий строгого отца, который готовит его к школе, рассказал нам свой сон: «Иду я по улице и вижу, как навстречу мне идет Кощей Бессмертный, он отводит меня в школу и задает задачу: «Сколько будет 2+2?» Ну, я, конечно, сразу проснулся и спросил маму, сколько будет 2+2, снова заснул и ответил Кощею, что будет 4″. Страх ошибиться преследует ребенка даже во сне, и он ищет поддержки у матери.

Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Его возникновение означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Так или иначе, ребенок впервые ощущает, что смерть — это неизбежный факт его биографии. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок и так беспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти.

Страх смерти — своего рода нравственно-этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому наиболее выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью к абстрактному, отвлеченному мышлению.

Страх смерти относительно чаще встречается у девочек, что связано с более выраженным у них, в сравнении с мальчиками, инстинктом самосохранения. Зато у мальчиков прослеживается более ощутимая связь страха смерти себя и в последующем — родителей со страхами чужих, незнакомых лиц, начиная с 8 месяцев жизни, то есть мальчик, боящийся других людей, будет более подвержен страху смерти, чем девочка, у которой нет такого резкого противопоставления.

По данным корреляционного анализа, страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей (более активно действующих в 3-5 лет), заболевания и смерти родителей (более старший возраст), жутких снов, животных, стихии, огня, пожара и войны.

Последние 6 страхов наиболее типичны именно для старшего дошкольного возраста. Они, как и ранее перечисленные, имеют своей мотивацией угрозу для жизни в прямом или косвенном виде. Нападение со стороны кого-либо (в том числе животных), равно как и болезнь, может обернуться непоправимым несчастьем, увечьем, смертью. То же относится к буре, урагану, наводнению, землетрясению, огню, пожару и войне как непосредственным угрозам для жизни. Это и оправдывает данное нами определение страха как аффективно заостренного инстинкта самосохранения.

При неблагоприятных жизненных обстоятельствах страх смерти способствует усилению многих связанных с ним страхов. Так, девочка 7 лет после смерти любимого хомячка стала плаксивой, обидчивой, перестала смеяться, не могла смотреть и слушать сказки, так как от жалости к героям плакала навзрыд и долго не могла успокоиться.

Главным же было то, что она панически боялась умереть во сне, как хомячок, поэтому не могла заснуть одна, испытывая от волнения спазмы в горле, приступы удушья и частые позывы в туалет. Вспомнив, как мать однажды сказала в сердцах: «Лучше бы мне умереть», девочка стала бояться и за ее жизнь, в результате чего мать была вынуждена спать вместе с дочерью.

Как мы видим, случай с хомячком пришелся как раз на возрастной максимум страха смерти, актуализировал его и привел к непомерному разрастанию в воображении впечатлительной девочки.

На одном из приемов мы наблюдали капризного и упрямого, по словам матери, мальчика 6 лет, который не оставался один, не переносил темноты и высоты, боялся нападения, того, что его украдут, что он потеряется в толпе. Медведя и волка он опасался даже на картинках и из-за этого не мог смотреть детские передачи. Полную информацию о его страхах мы получили из бесед и игр с самим мальчиком, так как для матери он был просто упрямым ребенком, не подчиняющимся ее приказаниям — спать, не хныкать и держать себя в руках.

Анализируя его страхи, мы хотели понять, чем они мотивированы. О страхе смерти специально не спрашивали, чтобы не привлекать к нему лишнего внимания, но данный страх мог быть безошибочно «вычислен» из комплекса связанных с ним страхов темноты, замкнутого пространства, высоты и животных.

В темноте, как и в толпе, можно исчезнуть, раствориться, пропасть; высота подразумевает опасность падения; волк может загрызть, а медведь — задавить. Следовательно, все эти страхи означали конкретную угрозу для жизни, необратимую потерю и исчезновение себя. Почему же мальчик так боялся исчезнуть?

Во-первых, из семьи год назад ушел отец, исчезнув, в представлении ребенка, навсегда, поскольку мать не разрешала встречаться с ним. Но нечто подобное было и раньше, когда тревожно-мнительная по характеру мать чрезмерно опекала сына и всячески стремилась не допускать на него влияния решительного отца. Тем не менее, после развода ребенок стал более неустойчивым в поведении и капризным, временами «без причин» повышенно возбудимым, боялся нападения и перестал оставаться один. Вскоре в полную силу «зазвучали» другие страхи.

Во-вторых, он уже «исчез» как мальчик, превратился в беззащитное и пугливое существо без пола. Его мать обладала, по ее же словам, мальчишескими чертами поведения в детстве, да и сейчас она считала свою принадлежность к женскому полу досадным недоразумением. Как и большинство таких женщин, она страстно хотела иметь дочь, отвергая у сына мальчишеские черты характера и не принимая его как мальчика. Свое кредо она выразила раз и навсегда так: «Я вообще не люблю мальчиков!».

Вообще — это значит, что она не любит всех представителей мужского пола, так как считает себя «мужчиной», зарабатывая к тому же больше, чем бывший муж. Сразу после вступления в брак она как «эмансипированная» женщина развернула непримиримую борьбу за свое «женское достоинство», за право единолично распоряжаться в семье.

Но на подобную роль в семье претендовал и муж, поэтому между супругами началась борьба. Когда отец увидел бесперспективность своих попыток повлиять на сына, он ушел из семьи. Именно тогда, когда у мальчика развилась потребность в идентификации с мужской ролью. Роль отца стала играть мать, но поскольку она была тревожно-мнительной и воспитывала сына, как девочку, то результатом этого было только увеличение страхов у «феминизированного» мальчика.

Недаром он боялся, что его украдут. У него уже «украли» активность, самостоятельность и мальчишеское «я». Невротическое, болезненное состояние мальчика словно подсказывало матери, что ей нужно перестроить себя, но она упрямо не считала нужным это сделать, продолжая обвинять сына в упрямстве.

Через 10 лет она снова пришла к нам — с жалобами на отказ сына посещать школу. Это было следствием негибкости ее поведения и неумения сына общаться со сверстниками в школе.

В других случаях мы сталкиваемся с боязнью ребенка опоздать — в гости, в детский сад и т. д. В основе страха опоздать, не успеть лежит неопределенное и тревожное ожидание какого-либо несчастья. Иногда подобный страх приобретает навязчивый, невротический оттенок, когда дети мучают родителей бесконечными вопросами-сомнениями вроде: «А мы не опоздаем?», «А мы успеем?», «А ты придешь?».

Непереносимость ожидания проявляется в том, что ребенок «эмоционально перегорает» до наступления какого-то определенного, заранее намеченного события, например, прихода гостей, посещения кино и т. д.

Чаще всего навязчивый страх опоздания присущ мальчикам с высоким уровнем интеллектуального развития, но с недостаточно выраженными эмоциональностью и непосредственностью. Их много опекают, контролируют, регламентируют каждый шаг не очень молодые и тревожно-мнительные родители. К тому же матери предпочли бы их видеть девочками, а к мальчишескому своеволию относятся с подчеркнутой принципиальностью, нетерпимостью и непримиримостью.

Обоим родителям свойственны обостренное чувство долга, трудность компромиссов в сочетании с нетерпеливостью и плохой переносимостью ожидания, максимализмом и негибкостью мышления по типу — «все или ничего». Как и отцы, мальчики не уверены в себе и боятся не оправдать внушенных завышенных требований родителей. Образно говоря, мальчики при навязчивом страхе опоздать боятся не успеть на свой мальчишеский поезд жизни, проносящийся без остановок из прошлого в будущее, минуя полустанок настоящего.

Навязчивый страх опоздать — это симптом болезненно заостренного и фатально неразрешимого внутреннего беспокойства, т. е. невротической тревоги, когда прошлое пугает, будущее тревожит, а настоящее волнует и озадачивает.

Невротической формой выражения страха смерти является навязчивый страх заражения. Обычно это внушенный взрослыми страх болезней, от которых, по их словам, можно умереть. Подобные опасения падают на благодатную почву повышенной возрастной чувствительности к страхам смерти и расцветают пышным цветом невротических страхов.

Вот что произошло с девочкой 6 лет, живущей с мнительной бабушкой. Однажды она прочитала (уже умела читать) в аптеке о том, что нельзя есть пищу, на которую сядет муха. Потрясенная столь категоричным запретом, девочка стала испытывать чувство вины и беспокойства за его неоднократные «нарушения». Боялась оставлять пищу, ей казалось, что на ее поверхности находятся какие-то точки и пр.

Охваченная страхом заразиться и от этого умереть, без конца мыла руки, отказывалась, несмотря на жажду и голод, пить и есть в гостях. Появились напряженность, скованность и «уверенность наоборот» — навязчивые мысли о предстоящей смерти от случайного употребления зараженной пищи. Причем угроза смерти воспринималась буквально, как нечто вероятное, как кара, наказание за нарушение запрета.

Чтобы заразиться подобными страхами, нужно быть психологически незащищенным со стороны родителей и иметь уже высокий уровень тревожности, подкрепленной беспокойной и во всем опекающей бабушкой.

Если не брать таких клинических случаев, то страх смерти, как уже отмечалось, не звучит, а растворяется в обычных для данного возраста страхах. Тем не менее, лучше не подвергать психику эмоционально чувствительных, впечатлительных, нервно и соматически ослабленных детей дополнительным испытаниям вроде операции по удалению аденоидов (есть консервативные способы лечения), болезненных медицинских манипуляций без особой необходимости, отрыва от родителей и помещения на несколько месяцев в «оздоровительный» санаторий и т. п. Но это не означает изоляции детей дома, создания для них искусственной среды, устраняющей любые трудности и нивелирующей собственный опыт неудач и достижений.

Страхи детей 4-5 лет и их преодоление

Консультация для родителей детского сада. Детские страхи детей 4-5 лет и способы борьбы с ними.Шароварина Людмила Викторовна, воспитатель МАДОУ МО «Детский сад №113», г.Краснодар.
Описание материала: Предлагаю вам конспект консультации для родителей на тему: «Детские страхи детей 4-5 лет и способы борьбы с ними.» Данный материал будет полезен как воспитателям, так и родителям, у которых дети 4-5 лет. Консультация о том, с какими страхами борятся дети в этом возрасте и какими методами можно побороть эти страхи.

Наступает период жизни ребенка, который мы может назвать переходом от раннего детства к дошкольному. В этот период ребенок начинает активно развиваться, начинает открывать для себя окружающий мир с помощью общения со взрослыми и сверстниками.
В период 4-5 лет у ребенка формируется самый важный показатель развития личности — самооценка, которая зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь — со взрослыми. Ребенок начинает активно копировать поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно то поведение, которое вызывает интерес у окружающих.
Так же этот возраст характерен тем, что у ребенка отлично развивается фантазия – замечательная почва для зарождения страхов.
Страх считается естественным состоянием человека — защитной реакцией здорового организма на определенные раздражители. Все дети чего-нибудь боятся. Как ни странно, многие страхи детям необходимы, это естественный фактор развития. Но если взрослые научились за долгие годы контролировать свои страхи и взаимодействовать с ними, то дети — не защищены знаниями от неизвестных и пугающих вещей. Поэтому грамотным родителям важно научиться своевременно различать моменты, когда естественная реакция организма грозит перерасти в навязчивость или даже фобию. Тема детских страхов и методов борьбы гораздо серьезнее, чем кажется взрослым. Мы говорим: «Ты же уже большой мальчик, ну как тебе не стыдно бояться такой маленькой собачки (воды, машин, строгой соседки и т. п.)?» — часто говорим мы, отмахиваясь от «пустяковых» страхов ребенка. То ли дело наши страхи: здоровье близких, безденежье, грозный шеф, невыполненный квартальный план…
Но от того, как ребенок переживает свои детские страхи и методы борьбы в детстве, во многом зависит, насколько счастливым и уверенным он вырастет. И в родительских силах ему помочь.
И сегодня мы рассмотрим наиболее характерные страхи для этого возраста:

1. Страх темноты:
Один из важных детских страхов — боязнь темноты. Бурная фантазия малыша развивается бурно, и придумывает чудовищ, страшных персонажей из мультфильмов, сказок, книг, забравшихся в шкаф или под кровать. монстров и чудищ, сидящих под кроватью, прячущихся в шкафу или под столом. Лично я в детстве жутко боялась опустить руку, лежа в кровати. Мне казалось, что кто-то за нее потянет и утащит. Сейчас это смешно – тогда это было страшно.
Главным условием для борьбы с боязнью темноты и вымышленных персонажей является спокойная психологическая атмосфера в доме. Возьмите за правило перед сном спокойно беседовать с ребенком в его комнате, читайте книги, слушайте вместе спокойную музыку. Уместны телесные контакты, нежные слова. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за страх или бросать равнодушные фразы, вроде такой: «Там нет ничего страшного». Нужно убедить ребенка в том, что он находится в полной безопасности. Для этого можно оставлять дверь в его комнату открытой, можно купить красивый детский ночник, также можно нарисовать или слепить того, кого он боится, затем придать герою комический вид и вместе посмеяться над ним. А еще можно придумать сказку с этим чудовищем, где он занимает роль положительного персонажа и концовка в сказке будет позитивная.

Еще один из методов борьбы со страхом темноты – игра «эмоциональные качели». Вы вместе с малышом забегаете в темную комнату, еще лучше будет, если вы будете это сопровождать веселым гиканьем и также быстро выбегать. Таким образом, малыш, испытывая эмоции от негативной до положительной со временем избавится от страха.
2. Клоутрофобия (страх замкнутого пространства).

Чаще всего этим страхом страдают дети, у которых нет пока ни братьев, ни сестер, которые имеют ограничения в общении со сверстникамии еще страдают ею дети, которые получают чрезмерную порцию ласки и любви.
Самое главное, нельзя ругать за это ребенка и нельзя идти от противного, т.е.закрывать в комнате одного. В детской комнате необходимо оклеить стены в более светлые тона, освободить пространство от ненужных предметов мебели, а на ночь не закрывать дверь в его комнату.

Специалист в области детской психики А. И. Захаров предлагает психологическую игру «Проникновение и выход из круга».
Суть игры заключается в том, что взрослые и дети становятся в круг, сцепляют руки и зажмуривают глаза. При этом вслух заявляют, что в их круг никто не сможет проникнуть — они тщательно его охраняют и никаким смельчакам там нет места. Уже сама эта фраза подсознательно подстрекает ребенка попасть в круг. Игроки ходят снаружи круга и стараются незаметно проскользнуть под одной из пар рук. Проскочивший в середину, громко хлопает в ладоши и все удивленно открывают глаза. Вторая часть игры предусматривает такой же выход из круга.
3. Ребенок боится спать один.

Психологи объясняют, что вероятнее всего не хватает вашей любви – он посещает детский сад, всевозможные кружки, секции,родители допоздна на работе – отсюда и возникает недостаток внимания. Для того, чтобы преодолеть этот страх можно сделать ремонт в комнате ребенка по его желанию, т.е. он может выбрать себе кровать, пастельное белье, также можно повесить на стену постеры с изображением его любимых героев, предложить брать ему с собой любимую игрушку. Уделяйте больше внимания своей крохе. Каждый день, перед сном, читайте вместе сказку – таким образом, малыш будет чувствовать себя защищенным, нужным, любимым. Не стесняйтесь говорить ему, как крепко вы его любите, как скучали за ним весь день.

4. Страх перед человеком, в белом халате.
Мы все прекрасно понимаем, что этот страх зарождается ребенком, после сделанного укола, человеком в медицинском колпаке и белом халате, или осмотр неприятными инструментами, который надолго оставляют у ребенка ассоциацию с неприятными ощущениями. Дети начинают панически бояться врачей и этот страх намного сильнее и опаснее самой боли, вызывемой процедурой.

Чтобы снизить эту боязнь можно рассказать малышу о работе врача. Поиграйте с ним в доктора, используя максимум специальных врачебных инструментов: послушайте его, осмотрите ротовую полость, проделайте другие возможные манипуляции. Обязательно поменяйтесь с ним ролями.
Общаясь с врачом и медсестрой из процедурного кабинета, будьте обходительны и вежливы, следите за своими эмоциями: доброжелательно улыбайтесь, ведите себя непринужденно — ребенок должен видеть ваше спокойствие и уверенность в том, что ему ничего не грозит.
Если вы посетили стоматолога либо прививочный кабинет, не забудьте похвалить малыша за его терпение и смелость, даже если его состояние было противоположным. Выйдя из поликлиники, постарайтесь сразу же переключить внимание крохи на другие объекты: расскажите ему интересную историю, сказку.
5. Страх наказания
Часто взрослые и пальцем ребенка не трогают, но обращаются с ним слишком властно, не допускают возражений. Или предъявляют завышенные требования, и в детской душе поселяется страх быть отвергнутым, нелюбимым, а ведь для ребенка нет худшего наказания, чем это. Строгие мама и папа контролируют жизнь ребенка путем накладывания запретов на «все и вся». Таким образом, ребенок со временем просто боится сделать лишний шаг, познакомиться с новыми сверстниками на детской площадке или играть с новой игрушкой.
Даже самое безобидное наказание ребенка может привести к неожиданным последствиям. Благодаря мероприятиям по закрыванию расшалившегося малыша в темной комнате, чулане или в другом месте, имеющем мало света, у него могут развиться сразу несколько страхов: боязнь замкнутого пространства, темноты, одиночества, появление кошмаров во сне.
Кроме того, такие наказания обрывают психологическую связь малыша со взрослыми, он чувствует отчуждение родителей, которое в дальнейшем может привести к возникновению проблем в браке уже у взрослого человека.
Стоит вспомнить, что любая оплошность ребенка — это, прежде всего, именно родительское упущение в воспитании. А, значит, и наказывать нужно себя, а не его. Любое порицание всегда должно быть высказано в форме любви к малышу. Иначе, он начнет ассоциировать злую маму с Бабой Ягой из сказки, а отца — со Змеем Горынычем, что породит, кроме обозначенных выше страхов, еще и фантазийные.
Для преодоления страха наказания — разумеется, при условии, что родители изменят свое поведение — показаны подвижные игры. (Н-р: Пятнашки, Жмурки).
Игра: «Сердитый утенок» Очень полезно постепенно снимать эмоциональное торможение, разыгрывая с ребенком пантомимические сценки, в которых он будет играть роль рассерженного персонажа. Например, утенка (перевоплотиться в него нетрудно; стоит вытянуть вперед губы, и получится смешной утиный клювик). Пусть малыш покажет, как утенок сердится, а потом придумает, на кого он рассердился. Естественно, показ должен сопровождаться одобрительными возгласами и аплодисментами взрослых. . Например, утенок хочет поймать червячка (шнурок, который тянет кто-то из родственников), а червячок уползает. Утенок сердится (ребенок хмурится, топает ногой, сжимает кулаки и т. п.).
Давайте теперь подведем итоги. Мы уже с вами поняли, что с любыми детскими страхами можно справиться используя различные методы, самые популярные из них это Игротерапия и Арт-терапия.
Игротерапия:
способ борьбы со страхами с помощью игры, отличное средство поднять настроение, избавиться от комплексов, подавленности и скованности. Однако продолжать игру более 30 минут, если это подвижная и активная игра, не стоит – перевозбуждение нервной системы совершенно ни к чему. Один из видов игротерапии – ролевая игра. Придумайте сюжет, основываясь на тот или иной страх, выберете главного героя – пусть его подберет малыш, и проиграйте от начала до конца, заложив в финал тот результат, к которому вы идете в борьбе. (Например, ваш малыш – супер-герой, который отважно сражается с темнотой и спасает вас от нее.)
Арт-терапия:
(это и рисование, и лепка, и аппликации – словом все, что создается своими руками) – не менее замечательный способ побороть свои страхи, путем прорисовки или лепки. Заодно и мелкая моторика будет задействована. Предложите ребенку нарисовать то, что он больше всего боится, пусть проговаривает, что он рисует (или лепит из глины, пластилина). Затем предложите малышу зарисовать, порвать, если это глина – скатать в шарик, то, что он сделал – и выбросить в мусорное ведро. А можно не ломать, не выбрасывать – попробуйте изменить рисунок, превратив его более красочный и добрый персонаж, с которым можно подружиться.
И в самом конце я хочу напмнить, что ваша любовь, теплота, участие, внимание к страхам своего ребенка, совместный поиск решения возникшей проблемы, поддержка малыша – это самое лучшее лекарство. Ни в коем случае не отмахивайтесь от просьб крохи, не закрывайте глаза, говоря: «Это ерунда! Проблемы нет, я ее не вижу – ты все придумал!». И уж точно ругать, бороться методом от противного в данном случае нельзя. Большую часть страхов можно преодолеть совместно, без помощи специалистов. Особенно это касается возрастных страхов. Тут достаточно переключить внимание и вовлечь его в игру, направленную на избавление от боязни чего-либо, чтобы малыш «переключился» и со временем поборол свою боязнь.

Рекомендуем посмотреть:

Маршрут выходного дня для родителей с ребенком средней группы по теме: Весна Сказкотерапия детских страхов посредством сочинения сказок детьми Проект по изучению сказочной героини Баба Яга Консультация для родителей в средней группе по трудовому воспитанию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *