Поощрение в детском саду

Похвала и поощрение правильные составляющие любого вида деятельности. Именно за счет правильного поощрения для детей в детском саду ребята растут самостоятельными и воспитанными, гармонично развиваются и самосовершенствуются. Важно отмечать не только плохое поведение, но и замечать успехи и победы, какие бы маленькие они, с точки зрения взрослого человека, не были.

Зачем поощрять детей

Когда малыш только начинает свой путь к самостоятельности для него любая похвала взрослого прибавляет гораздо больше уверенности в правильности своих поступков. Он закрепляет у себя понимание, что в данный момент поступает правильно, что именно этого ждут от него взрослые. При этом кроха не просит помощи, а делает все самостоятельно. Любое доброе слово, которое будет употреблено к месту, прибавят сил и желания самосовершенствоваться любого из ребят.

Важность самого поощрения приобретает нравственный оттенок и накладывает свой неизгладимый отпечаток при формировании характера малыша. Все мы стремимся привить самые лучше черты: заботливость, сострадание, доброту, желание и способность к обучению, чувство меры и справедливости, честности и аккуратности. Смысл поощрения для детей сводится к тому, чтобы отделить и зафиксировать в памяти такие положительные моменты, чтобы записать именно этот положительный опыт и сделать его эталоном поведения.

Основная особенность поощрения детей

Как правило, к особенностям поощрения детей в саду можно отнести один негативный момент. Если малыша хвалят за все подряд (особенно за сам процесс, но не результат), то в итоге кроха все время будет ждать похвалу и капризничать при ее отсутствии. Например, вы делаете поделку к празднику мам, один ребенок старается, доводя картинку до идеала. Второй делает быстро, да так, что в итоге вы только и можете сказать «тяп-ляп». Оба малыша при этом гордятся своими поделками. Но у каждого из них разное восприятие. Хотя ожидание похвалы со стороны воспитателя, после проведенного занятия, и мамы, после вручения поделки, они ждут одинакового. Но с одной стороны, вы видите, что малыша поощряют и хвалят только за хороший результат (с учетом его возрастных возможностей), а второго хвалят за все подряд. При этом первый скажет: «Я старался! Смотри, как красиво получилось!», а второй даже, если понимает, что поделка так себе, ответит: «Ну я же ее сделал сам!» Переделывать и совершенствовать он ее явно не собирается.

Поэтому, раздавая поощрения детям в саду или дома на занятиях, не забывайте о том, что можете просто его избаловать!

Способы поощрения детей в детском саду

Одно дело, когда вы проводите занятия дома и хвалите малыша за успехи. Другое, когда его замечают в коллективе и отмечают отдельными поощрениями. Как вы понимаете, для кого-то важно получить устное признание в слух, а кому-то нужно что-то материальное, например, штампик за хорошо выполненную работу или наклейку веселого смайлика за урок. Для каждого ребенка способ свой, но во время занятий в саду лучше придерживаться единого вида поощрения. Например, самый лучший рисунок будет показан всей группе, и его повесят на весь день на доску почета. Для малыша это весомый аргумент, чтобы довести не только процесс создания рисунка до конца, но и сделать это идеально!

Все способы поощрения детей в саду можно подразделить:

  • Похвала. Самый просто, с одной точки зрения, но самый действенный и распространенный способ. Каждый малыш хочет оказаться в центре внимания, даже интроверты порой мечтают, чтобы их похвалили перед всей группой.
  • Тактильные. Их чаще всего выбирают дети младших групп. Так как они более зависимы от простого поглаживания по голове или объятий. Для них тактильный контакт более желателен, так как помогает им преодолевать себя даже в самых сложных ситуациях.
  • Возможность получить что-то взамен сделанного. То есть, дети просятся пойти в саду на прогулку, а игрушки они разбросали по всему полу. Воспитатель может предложить им в качестве поощрения вариант в котором они убирают быстро все игрушки на места, а потом совместно идут гулять. Дети часто соглашаются на такой способ поощрения, потому что от действия, до получения ими результата они видят реальную возможность сделать все самостоятельно и быстро.
  • Разрешить в качестве поощрения сделать что-то не свойственное для него. Детям в саду можно предложить погулять чуть подольше или провести дополнительные занятия по рисованию или лепке. То есть, когда они выполнили условия воспитателя, то получили дополнительное время на свои удовольствия. Хотя обычно такого не предполагает расписание.
  • Оказать больше доверия. Например, в саду для этого выбирают в старших группах дежурного по столовой, которые ответственны за раскладывание ложек перед приемом пищи, и отслеживание, чтобы каждый ребенок все съел. Возможность побыть в качестве воспитателя для малыша большая честь и похвала.
  • Материальные стимулы. К ним нужно относиться с осторожностью, чтобы не перегнуть палку и не заставить ребенка ожидать от вас поощрения. В данном случае в саду это сделать сложно, хотя возможно. Кто съел обед – на полдник получает 2 порции фруктов или запеканки. Для кого-то это будет чем-то обыденным, но некоторым ребятам такой стимул по душе.

Идеи поощрения детей в детском саду

Так как чаще всего в садике поведение детей только формируется, и они привыкают к нормам и требованиям воспитателя, то его отличительной чертой может стать признание при всей группе и вечером при родителе, который забирает ребенка из садика, хорошего поведения или оказания помощи воспитателям. Для этого вы можете создать шкатулку с кладом. В нее положите все те вещицы (можете согласовать этот момент с родительским комитетом), которые так интересны ребятам. Это могут быть простые игрушки, наклейки, сладости, фонарики и штампики. Идея заключается в том, чтобы каждый ребенок старался и тянулся к поощрениям. Для каждого была возможность получить желанный сюрприз из шкатулки с кладом. Поэтому вы можете утвердить номинации, например, «самое прилежное поведение», «доброе сердце», «золотые руки», «трудолюбивый помощник недели» и так далее. В каждом коллективе вам возможно нужно будет дополнять эти номинации по своему.

Далее, когда ребенок за неделю набирает определенно количество отметок, он в конце недели получает приз из шкатулки, который вручается каждому ребенку перед всем коллективом! Обязательно нужно отметить данный факт и перед мамой – вручить открытку с указанием достижений за неделею или медаль уже при ней. Малыш будет гордиться своими успехами, стараться расти и развиваться.

Методы стимулирования детей дошкольного возраста

наталья стионова
Методы стимулирования детей дошкольного возраста

«МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Свое выступление хочу начать словами Сухомлинского «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества. (слайд 2)

Трудовое воспитание маленьких детейначинается с самообслуживания: умывание, одевание, снимание и надевание одежды в определенном порядке, расстегивание и застегиванием пуговиц, складывание одежды. В самообслуживании перед ребенком становится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него. Результат, которого он достигает в самообслуживании,нагляден и открывает ему известные перспективы совместной деятельности: оделся – можно идти на прогулку, убрал игрушки – можно идти заниматься. Обслуживая себя. Ребенок проявляет определенные физические и умственные усилия; они тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания и еды.

Известно, что в детском саду воспитанникам мы не ставим оценок, но для дошкольника важно, чтобы его похвалили, чтобы результат его деятельности не оставался не замеченным, чтобы его увидели родители, сверстники, поддерживали и поощряли настроение «я сам!», а также научить детей целенаправленному действию. Поощряя малыша, важно чтобы он видел и цель действия, и результат работы.

В своей работе использую метод стимулирования детей. Наглядно метод стимулирования воспитанников выглядит в виде фишек, которые выдаются детям. Фишки выдаются детям не только за результат, но и за старание, прогресс.

(Слайд 3) Фишки сделаны в виде наклеек на шкафчики,они классифицируются по временам года: осенью – это корзина (приклеиваются на все шкафчики детей, в виде поощрения в корзину кладутся осенние листочки или банка с овощами; (Слайд 4) зимой – это елочка, в виде поощрения на нее приклеиваются игрушки; весной – это ваза, в виде поощрения заполняется цветами; (слайд5)летом – это ежик, на которого приклеиваем яблочки.

Дети стараются заработать как можно больше поощрений, очень хорошо помогает приучать детей к самооценке, мотивирует к культурному поведению, общению со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок в шкафчике, в игровой зоне, выполнять полезную деятельность, вести себя культурно, отзывчиво. (Слайд 6)

По окончании определенного периода,который оговаривается с детьми заранее важно подвести итог: дети могут самостоятельно или с помощью воспитателя сосчитать свои наклейки, также визуально видно, чья корзина, ваза и т. д. наиболее наполнена, наиболее красива, визуально ребенок видит, кто приложил максимум усилий, а кому нужно постараться. (Слайд 7)

Нацелевая детей на результат необходимо объяснять детям, что они собирают корзину с осенним букетом для мамы, украшают елку для малышек и т. д. (Слайд 8,9)Для более старших школьников можно ввести цветовую оценку: красный лист, шарик – отлично, молодец; зеленый – хорошо; желтый, синий – нужно постараться. (Слайд 9)

В течении дня хвалю ребенка словесно, взглядом, но похвала должна быть дозированная, искренняя, эмоциональная. Похвала должна быть не только за результат, но и за процесс старания, прогресс.

Формирую у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки,становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой.

Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам.

Я считаю, что метод стимулирования, делает первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки. Спасибо за внимание!

МЕДАЛИ



ПОДЕЛИТЬСЯ

Уважаемые читатели! Данный материал — эксклюзивная авторская разработка, предоставляется вам для скачивания бесплатно.
Только для личного использования!
Перепубликация в других изданиях запрещена!

Трудно представить детский день рождения, вечеринку или тематический праздник без конкурсов. А если есть конкурсы, значит, есть и победители, которых можно наградить не только призами, но и красочными медалями (не беда, что картонными!).
Наши медали — разные для мальчиков (слева на рисунке) и для девочек (справа на рисунке).
Кликните на черно-белую картинку, и откроется окно с изображением в натуральную величину. Это изображение сохраните в своем компьютере или сразу распечатайте.

Какой я умный! Какая я умная!

Увеличить

Мне сегодня повезло!

Увеличить

Самому справедливому жюри вечеринки

Увеличить

Ты молодец!

Увеличить

Ты супер!

Увеличить

Так держать!

Увеличить

Я сегодня отличился / Я сегодня отличилась!

Увеличить



Я сегодня самый-самый! Я сегодня самая-самая!
Увеличить

Самый примерный ученик! / Самая примерная ученица!
Увеличить

У меня сегодня день рождения!
Увеличить

Также можно скачать все варианты медалей (цветые + ч/б)
одним запакованным файлом.
Материал для скачивания временно недоступен.
ДОПОЛНЕНИЕ.
По вашим просьбам разработаны новые цветные медали для бесплатного скачивания.
Их можно использовать, например, при поведении 8 марта в классе
Кликните на черно-белую картинку, и откроется окно с изображением в натуральную величину. Это изображение сохраните в своем компьютере или сразу распечатайте.

Самая обаятельная и привлекательная
Увеличить

Самая обаятельная и привлекательная
Увеличить

Самый обаятельный и привлекательный
Увеличить

Самый обаятельный и привлекательный
Увеличить

Дорогие читатели! Если вам пригодились медали, пожалуйста, оставьте комментарий — нам важно знать, насколько востребован данный материал.
См. также:
МЕДАЛИ К ЛОТЕРЕЕ-ПРОГНОЗУ
27 подписанных медалей + 1 универсальная
ГРАМОТЫ И ДИПЛОМЫ
ОРДЕН «СОЛНЫШКО»
Разработка Людмилы Орловой, вёрстка Татьяны Евтюковой,
специально для детского портала «Солнышко» — solnet.ee
Опубликовано 21 января 2009 года, дополнено
4 сентября 2009 года, 16 марта 2010 года.

Комментарии к материалу
Медали
21.01.2009, 08:07
Наталья
21.01.2009, 11:21
Елена
А на наших домашних вечеринках все эти прекрасные разработки имеют бешенный успех у деток. Они всегда даже переспрашивают: «А нам можно это с собой забрать!»
Спасибо, Людмила, за фантазию, качество и щедрость. 21.01.2009, 12:40
Марщикова Н.А.
Интересные модели медалей.Обязательно их использую! 21.01.2009, 21:45
Ирина.
Людмила, во-первых, большое спасибо за Ваш труд, очень выручает.
Во-вторых,хочу сказать, что это очень полезно и интересно детям.
Людмила, а можно обратиться к вам с просьбой?
Могли бы Вы разработать варианты «карты сокровищ». Увы я совсем не умею рисовать, а дети очень любят искать «сокровища», «украденные торты» по картам.
Заранее большое спасибо. 23.01.2009, 20:12
Людмила Орлова (автор)
Ирина, это невозможно, увы. Карта — это же план местности. Это штучная работа, и для широкой аудитории не годится. 23.01.2009, 20:19
Екатерина
Большое спасибо за вашу работу. Моей дочери очень понравится. 23.01.2009, 20:57
вера
спасибо!
24.01.2009, 09:37
Светлана
Людмила, спасибо за огромный труд! Как все, кажется, просто, но как нужно. Я работаю с детьми и могу понять, сколько времени, сил и «мозгов» это все требует. Очень пригодится и мне и моим коллегам. Спасибо! 24.01.2009, 11:17
вика Н.Новгород,московский район
класс 24.01.2009, 19:05
Наталья
Какая прелесть!Спасибо за готовый материал! 26.01.2009, 07:07
Ле
Очень здорово когда рядом с тобой есть творческие люди. Огромное спасибо за то, что создаете важный стимул для детей двигаться вперед и одновременно верить в себя. Можно подумать, что медаль — мелочь, а ведь какие потрясающие результаты и изменения видишь в детях после вручения. Самые настоящие мини-афирмации. НУЖНО ИХ ПОБОЛЬШЕ! ДА ЕЩЕ И ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ! ДАВАЙТЕ ИЗБАВЛЯТЬСЯ ОТ КОМПЛЕКСОВ! 27.01.2009, 08:28
Наталья
Хорошо, но маловато медалей! На дочкин ДР я всегда медали делаю с ней вместе: самый умный, самый быстрый, самый веселый, самый добрый — вот такие на последнем были. Так что расширяйте «ассортимент»! 28.01.2009, 21:43
Елена
Большое спасибо за ваш труд!Обязательно воспользуюсь.
30.01.2009, 19:27
Ангелина
Совсем не плохо.На 23 февраля можно использовать.Спасибки за идею!!!!!!!! 31.01.2009, 15:42
Лариса
Очень нужный материал для работы в детском саду. Спасибо!!!!!!! 31.01.2009, 16:01
Никита
Здорово,нам очень понравилось.Спасибо 01.02.2009, 15:08
Валентина
03.02.2009, 10:29
Елена
Ответ для Наталья (27.01.2009, 08:28)
Вы пишите: «Хорошо, но маловато медалей! На дочкин ДР я всегда медали делаю с ней вместе: самый умный, самый быстрый, самый веселый, самый добрый — вот такие на последнем были. Так что расширяйте «ассортимент»!»
Наталья! Людмиле с ее фантазией и мастерством по силе любые медали, но эти были сделаны по специальному заказу, на конкретную вечеринку, в которой организатор (мама – т.е. я) всячески старается избегать соревновательного эффекта, и потому были придуманы ироничные медали: «не самый-самый», а «какой я умный», не «победитель», «а мне сегодня повезло»!
Присылайте свои медали на сайт!
05.02.2009, 17:39
татьяна
Это интересно. Попробую использовать в работе. Боьшое спасибо за такую помощь. 09.02.2009, 20:02
Юля
Действительно очень здорово. У моей дочки 13 февраля будет день рождения и я неприменно воспользуюсь этими медалями. Спасибо! 13.02.2009, 10:49
Татьяна
Огромное спасибо за образцы медалей, мы их использовали в качестве награды ученикам которые учавствовали в проектной неделе. 14.02.2009, 21:34
Анна
Огромное спасибо за ваш бесплатный сайт . У меня 6 детей и очень часто к вам заглядываю , много появилось нового очень интересного и полезного . Божьих вам благословений. 17.02.2009, 19:10
Ирина Геннадьевна
Огромное спасибо! Я работаю в детском саду, иногда катастрофически не хватает времени на выдумки
18.02.2009, 00:40
Галина
Очень полезный материал для работы с детками. Спасибо! 19.02.2009, 17:39
Елена
спасибо! а то у меня идеи оформления медалек кончились. Свои могу предложить если что… 19.02.2009, 17:43
Редактор портала «Солнышко»
Елена, свои наработки присылайте, пожалуйста, в редакцию сайта, адрес есть на страничке «Обратная связь»:

Если материал подойдет, с благодарностью его опубликую. 20.02.2009, 20:17
Ирина
Огромное Вам спасибо за вашу работу. Я — педагог, не всегда бывает время сделать такие вещи самой, а здесь такие великолепные вещи. Еще раз спасибо и успехов Вам! 26.02.2009, 15:48
Ольга
огромное Вам спасибо, очень хороший сайт, было очень интересно найти нужные работы. Дорогая Людмила желаю Вам удачи в Вашем не лёгком труде 05.03.2009, 09:05
Наталья
Большое спасибо за помощь! 10.03.2009, 09:04
Татьяна
Замечательно! Спасибо. Вы помогаете нам в работе. Побольше вам таких идей, здоровья и успеха! 30.03.2009, 14:11
Елена
Спасибо. Много полезных материалов. 09.04.2009, 23:16
tamara
Спасибо!!! в нашем мире, где все бегут и спешаь, просто иногда нет времени, чтоб приготовить все к празднику!!! ваш сайт- находка! медали очень пригодились!!!! 20.04.2009, 22:36
ильсия
Работаю учителем начальных классов, жаль что столько интересного и полезного упускала 22.04.2009, 12:24
Ксения Т.
Очень благодарна, доступный, а главное, полезный материал!!!!!!! 09.05.2009, 20:35
Сергей
Большая просба сделать ещё медали например Ты молодец, Так держать, Ты супер и других, просто поощрительных. мне надо например супруге поощрить детишек в детском саду на хореографии и в конце занятия тем кто старался дать медали. Они их коллекционируют забирают домой и там хвалятся. Я пол инета перерыл скачал обыные фото медалей и в ворде в ворд арте сверху делал надпися потом печатал на принтере и вырезал, а у вас получилось в 10 раз красочней и интересней, спасибо вам за великолепный материал. Если получится сделайте пож. едё пару вариантов. Заранее благодарен!!! 30.06.2009, 08:12

Светлана Алексеевна Щелыгина , вожатая МОУ Корсинс
Спасибо за помощь в работе 25.08.2009, 15:46
Елена
Спасибо, спасибо, огромное спасибо! Я работаю в школе 30 лет. Скоро на пенсию. Но благодаря Вашей помощи хочется просто начать всё сначала и работать, работать, работать. 26.08.2009, 09:06
Валентина
очень хороший материал 28.08.2009, 15:13
Елена
Пожалуйста, сделайте медальки для посвящения в пятиклассники. А так же присоединяюсь к просьбе Сергея. Зараннее благодарю. 03.09.2009, 22:25
Редактор портала «Солнышко»
Планов разрабатывать медали для посвящения в пятиклассники пока нет, так как это специфическая тема. Подготовка материала берет много времени, поэтому приоритет — материалам широкого применения.
* * *
Откликаясь на ваши просьбы, еще несколько вариантов медалей для универсального использования разработаны и опубликованы. Хотелось бы знать, не напрасны ли наши труды. 04.09.2009, 11:01
Ольга
04.09.2009, 19:04
Вера
Спасибо! Это интересно. Дети начальной школы обожают такие «вещи». Обязательно порадую их, благодаря Вам. 05.09.2009, 18:20
Оксана П.
05.09.2009, 18:27
Светлана Маркелова
Огромное спасибо! Очень пригодиться в работе, у меня сейчас 1 класс (работаем без оценок. 05.09.2009, 18:50
Юлия
Делала олимпиаду во дворе-награждала всех граммотами,жалко небыло таких медалей раньше.Но обязательно ими воспользуюсь-они для всего подойдут .Спасибо! 06.09.2009, 04:23
belova1970@mail.ru
Огромное спасибо!!! Очень часто пользуюсь вашим сайтом. 07.09.2009, 10:59
Александр
Супер!!! 12.09.2009, 18:33
Елена
Огромное спасибо за разработки вашего портала!!!!!! Для учителя так много интересного!!!!!! 12.09.2009, 19:55
Екатерина
14.09.2009, 20:05
Александра
Огромное спасибо за классные медали! Очень выручили на соревнованиях в детском саду!!!!! 18.09.2009, 22:58
Ольга
Спасибо Вам огромное! Это СУПЕР!!! 19.09.2009, 10:15
Галина
Большое спасибо,полезные,красивые разработки. 24.09.2009, 00:53
Елена
Мне очень понравились медали!И теперь очень прошу от родителей нашего 1 класса «придумать» нам медаль на «День лицеиста». 21 ноября в нашем лицее им.Ломоносова (приурочен ко дню рождения Ломоносова)первоклашек будут принимать в лицеисты. Идея с медалями была — не знали как воплотить. Заранее благодарны! 24.09.2009, 09:12
Редактор портала «Солнышко»
Елена, обещать не буду. Подготовка материала — дело времяемкое, а автор очень занят на своей основной работе.
Мы стараемся откликаться на просьбы, но все-таки приоритет — материалам широкого применения. 28.09.2009, 01:38
Елена
Красиво,интересно и очень нравится детям и веселым взрослым.Спасибо вам большое. 28.09.2009, 15:34
оля
спасибо !!!!!!!!!!!вы молодцы.готовлюсь к празднику «день рождения класса»очень пригодится. 29.09.2009, 05:25
Наталья
Огромное спасибо хочется сказать таким людям как Вы, за то что разрабатываете такие модели, они пригодны к любому празднику Спосибо огромное!!! 30.09.2009, 21:40
ольга
спасибо большое очень красивые медальки 01.10.2009, 11:00
Вика
01.10.2009, 18:52
Галина
Медальки интересные, а на английском что-то подобное есть? 01.10.2009, 19:54
Редактор портала «Солнышко»
Галина, на английском языке нет и не планируется. 03.10.2009, 18:12
Анастасия
Большое Спасибо!! Мне как раз нужны были такие медальки!!!!! Еще раз огромное спс)))) 04.10.2009, 14:59
Вероника
Большое спасибо за ассортимент!Нам для классного праздника как раз нужны были такие медальки и мы ими обязательно воспользуемся! 05.10.2009, 17:23
Лидия
Большое спасибо за медали. Буду рада, если ассортимент медалей расширится. Прекрасный способ стимулировать детей ежедневно. Очень нравиться детям самим расскрашивать их. Я даю медали за разные виды деятельности, так что у каждого есть возможность отличиться в чем либо. 08.10.2009, 16:53
Наталья
Очень интересные идеи! Спасибо! 14.10.2009, 13:27
Даша 14 лет
Недавно я стала вожатой у первоклашек. Надеюсь, что использую этот материал для работы с ними. Спасибо. 16.10.2009, 16:43
Лариса
Огромное спасибо от меня и моих учеников. Работаю в школе, сейчас 1-ый класс, оценок нет, а поощрять детей надо. Ребята стараются изо всех сил!!! 25.10.2009, 12:37
Ольга
Скажите, а разве не удобней медали поменьше размером? Сделайте пожалуйста хотя бы 4 медали на листе!!! 26.10.2009, 17:38
Редактор портала «Солнышко»
Ольга, невозможно предусмотреть запросы каждого!
И так дана не одна медаль, а шесть, при этом каждая медаль — вариант для девочки + вариант для мальчика, да еще и каждая в двух видах — и ч/б, и цветная (чтобы могли пользоваться и владельцы цветных принтеров, и черно-белых)…
Если Вам нужны медали меньшего размера, уменьшите сами, это в любом случае проще, чем разрабатывать самим. 28.10.2009, 08:58
Анастасия
28.10.2009, 21:56
Tatjana
Очень пригодились медальки для детского сада, деткам очень нравятся. 01.11.2009, 11:41
Марина
Хотелось бы подобного для старшеклассников 03.11.2009, 21:11
Тамара
04.11.2009, 13:27
Ольга
Ваш сайт просто находка. Большое спасибо и низкий поклон за ваш труд. 04.11.2009, 19:48
Галина
Работаю в начальных классах. Постоянно пользуюсь Вашим сайтом. Спасибо за всё, в том числе и за медали! Надеюсь, что найду применение всем вариантам. 04.11.2009, 21:59
Татьяна.
05.11.2009, 10:17
Татьяна (Вильнюс, Литва)
Огромное спасибо!Медали замечательные: весёлые, яркие, именно то, что надо для ребят.
Постоянно пользуюсь материалами сайта.Спасибо создателю сайта и авторам! 🙂 05.11.2009, 14:06
Кристя17
вы супер 07.11.2009, 20:53
Людмила
Огромное спасибо за чудесные медали! Очень экономлю время благодаря Вам! Хотелось бы ещё новых медалей. Спасибо!!! 09.11.2009, 07:14
Апполинария
Класс..просто нет слов…молодцы…большое спасибо… 10.11.2009, 10:17
Фаина Алексеева
11.11.2009, 15:30
Таня
17.11.2009, 23:39
Наталья
Спасибо вам большое,за такие идеи.Мне они очень пригодятся,так как я иногда провожу праздники в кругу своих близких. 19.11.2009, 21:23
Даша
Огромное спасибо! Прекрасный сайт! Может нужна какая то помощь? В свою очередь хотела спросить: начала подготовку к Новому году и возникла идея, чтобы детки (у меня двое маленьких 2 и 4 года) вручали бабушкам, дедушкам, папе, маме вот такие медальки «Любимой маме» «Самому сильному папе» «Дорогой бабушке» и т.д. Это как идея. Что Вы думаете? 20.11.2009, 20:01
Ольга
Большое спасибо!!!Нужный материал!! 22.11.2009, 13:32
Елена
Ваш материал бесценен!Только хотелось бы видеть больше разнообразных моделей. 25.11.2009, 08:20
Горнозаводск, детская библиотека
Очень понравились медали. 25.11.2009, 22:57
Елена
30.11.2009, 13:24
Елена
Огромное спасибо! Работаю в библиотеке, многое взяла на заметку,а медали так вообще супер! 04.12.2009, 17:08
Екатерина.
07.12.2009, 20:50
Елена
Дамы!СПАСИБО! 08.12.2009, 16:35
Татьяна
Медали-это отличное решение поблагодарить детей за работу! 13.12.2009, 19:24
Светлана Юрьева
Здорово! Замечательный материал! На любой вкус и на любую тему! Спасибо всем, кто помогает другим!!! 15.12.2009, 20:41
Марианна
Спасибо, что Вы есть!С наступающим Новым 2010 годом! 16.12.2009, 14:57
Елена Белая
Спасибо за такие замечательные медальки. У нас в школе практикуют доклады детишек по разным темам с вопросами по ним и награжлениями. В следующий раз обязательно с дочкой сделаем вот такие медали. 21.12.2009, 10:06
Алла
большое спасибо за медали.Мне вработе очень пригодились новые , да и старые то же, медали .спасибо авторам. 28.12.2009, 14:00
Евгения
очень красивые медальки!А главное то,что хоть подарок и не большой-зато как приятно его получить!!!спасибо большое! 29.12.2009, 16:50
карина
мне очень помогло 08.01.2010, 18:37
Елизавета
Прикольнинько!!! Только жалко мне их раскрашивать придётся! 🙁 12.01.2010, 20:28
наталья
медали просто супер.очень помогают в работе.Пожалуйста,если возможно,еще какие-то варианты хотелось бы.заранее спасибо!!! 17.01.2010, 22:40
Элиза
Огромное спасибо, материал очень хорош. Ещё раз спасибо за дополнительные медали! 19.01.2010, 19:51
Елена
Очень яркие, современные медали! Я использовала при подведении итогов четверти для ребят 7 класса, они были рады! 21.01.2010, 19:13
елена
Очень понравились медали и очень пригодились при проведении литературной викторины в детском саду.Дети были в восторге. 21.01.2010, 19:46
Алена Бровкина
Ваши медали просто чудо, не надо ничего придумывать, просто скачать. использую медали на занятиии. Большое спасибо 30.01.2010, 11:57
Настя
Отличные медали!!! 31.01.2010, 20:30
Мария
Огромное спасибо за медали и не только. Невероятное подспорье в работе учителя начальных классов. 05.02.2010, 20:56
наталья
здорово а можно ещё медали за 1 2 3 место сделать!!! 09.02.2010, 18:54
Наталья
огромное спасибо за нужное и полезное, особенно для педагогов, дело 11.02.2010, 14:16
ЕЛЕНА
Спасибо огромнейшее!!! Давно искала что-то похожее, но это просто СУПЕР! 15.02.2010, 13:07
Наталия
Огромное-преогромное всем спасибо. Это такая помощь в работе.Удачи Вам , новых идей, задумок, разработок. 17.02.2010, 14:21
Катерина…
17.02.2010, 16:24
инна
Спасибо огромное! Много интересного!Вот если бы еще стенгазет для подростков 14лет или просто идеи! 20.02.2010, 22:59
Ольга Рогова
Громадное спасибо разработчикам и осуществителям идеи!!!!! Дети в лице взрослых очень рады, что могут так просто и быстро прикоснуться к мечте детсва… 25.02.2010, 18:38
misweetÌàðèíà
Спасибо огромное))))))))Пригодится для детского праздника!! 01.03.2010, 16:02

mla1970@mail.ru
Огромное спасибо за медали. Использовала их на конкурсе «А ну-ка, девочки!» 04.03.2010, 16:16
Елена
Спасибо большое за медали! И в пир, и в мир,и в добрые люди!!! 09.03.2010, 00:02
Ирина
Медальки очень пригодились. Огромное СПАСИБО!!!!!! 11.03.2010, 21:26
Елена
Спасибо вам большое. 16.03.2010, 14:04
Настя
Спасибо за прекрасный и полезный материал! 17.03.2010, 18:03
Таня
23.03.2010, 16:19
ирина
огромное спасибо,для моих награждений после утренников и мероприятий.необходимо 24.03.2010, 05:21
Ирина Владимировна
Большое спасибо!Это поможет при изучении таблицы умножения и деления!!!! 11.04.2010, 09:56
елена
ПРОСТО СУПЕР!!!!!СПАСИБО ОРГОМНОЕ!!!!! 13.04.2010, 08:53
Анюта
Спасибо большое! Благодаря Вам у нас появилось столько полезного материала!!! И искать ничего не нужно! Здорово! 05.05.2010, 21:55
Сергей
Спасибо большое что откликнулись и сделали ещё много разнообразных медалей, поверьте Ваши наработки многим ещё пригодятся и многие скажут Вам огромное спасибо за Ваш труд!!! Очень пригодились!!! А новые медальки просто класс, особенно «я сегодня отличился» Спасибо Вам огромное!!! 18.05.2010, 15:45
Дарья
Огромное спасибо за такой богатый материал на вашем сайте!!!! 19.05.2010, 11:07
Марина
Мне всё очень понравилось,только не могу понять как их скачать цветными! 23.05.2010, 17:34
Редактор портала «Солнышко»
Марина, под словами «Скачать» есть ссылка красными буквами «Как скачать бесплатно >>>», перейдите по ссылке и прочитайте. И все станет понятно.
25.05.2010, 15:35
Татьяна
Огромное спасибо!!! Очень помогли! 26.05.2010, 19:09
ирина
большое спасибо 24.06.2010, 16:45
Филиппова Татьяна
08.07.2010, 23:52
Ольга
Огромное спасибо! Творческих Вам успехов! 19.08.2010, 09:25
марина
большое спасибо 23.09.2010, 16:59
Алина
Прекрасная идея
Я в восторге от От детского портала «Солнышко» Спасибо 30.09.2010, 12:02
ольга
скачала и вручала гостям за победу в конкурсах-всем очень понривилось спасибочки огоромное!!!!! 01.10.2010, 17:39
Волкова Светлана Сергеевна
Совсем недавно круто поменяла свой образ жизни и пришла работать в маленькую сельскую школу.Хочется сделать что-то полезное для обделённых сельских ребятишек.Ваш портал такое
чудо для меня! Большое спасибо за вашу работу.Желаю вам творческих удач. 01.10.2010, 19:29
даша
прикольно 10.10.2010, 08:06
Елена Михайловна
Спасибо! большое! скачала для сада! 22.10.2010, 11:15
Елена Якимива
Спасибо огромное, это просто супер!!!!!!!!!!!! 23.10.2010, 09:53
Насима
Очень интересный материал. Обязательно использую в своей работе. Работаю я в садике в старшей группе. Спсибо Вам огромное! Творческих успехов ВАМ!!! 03.11.2010, 09:22
Ирина
Огромное спасибо от детского садика! Вы помогаете награждать наших ребят за успехи! 13.11.2010, 18:36
ольга
15.11.2010, 23:09
Анастасия
Спасибо огромное! Скоро попробуем ваши разработки на первом дне рождения нашей доченьки! 17.11.2010, 17:55
елена смирнова
огромное спасибо за предоставленный материал. Без «Солнышка» не проходит ни одно мероприятие! 23.11.2010, 14:09
оксана
спасибо! у вас замечательный сайт и замечательные идеи 07.12.2010, 03:17
Спивакова Татьяна
Спасибо вам большое!Медали просто супер! 26.12.2010, 14:25
Елена
Примите благодарность за эти симпатичные медали) Думаю что на празднике для взрослых они тоже будут кстати) 09.01.2011, 17:34
Añòåðèñê
моей дочурке 3,6 медали пригодятся для проведения конкурсов на день рождения, спасибо за дизайнерский труд. 23.01.2011, 19:47
Яна
Класс суперрррррррррррррррр 08.02.2011, 13:07
НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА
СПАСИБО, ВАМ, ЗА ВАШ ТРУД И ТВОРЧЕСТВО! МОЛОДЦЫ! 10.02.2011, 16:50
Елена
спасибо за прекрасный праздник!!! 25.02.2011, 18:20
анечка
КлЕвО! 04.03.2011, 19:39
Галина
Спасибо вам большое))) Вы меня просто выручили 12.04.2011, 20:36
Виктория
Спасибо!!! Очень красивые медальки.Расширяйте ассортимент! 28.05.2011, 19:26
Елена
Большое спасибо за Ваш труд. Очень удобно, часто пользуемся Вашими материалами. 19.06.2011, 13:34
МилкА)*
оч прикольно) вручу всем своим гостям на Дэ рэ)) 13.07.2011, 13:52
Светлана
Огромное спасибо за помощь! Еду работать в летний лагерь, ваши медальки будут просто необходимы!!! 19.07.2011, 14:13
Елена
Спасибо. Интересный материал. 11.08.2011, 17:46
Светлана
Огромное спасибо.Огромный диапазон медалей на все случаи жизни. 16.08.2011, 05:48
Opxèäåÿ
спасибо вам большое! 22.09.2011, 19:27
Инна
спасибо! обязательно воспользуюсь вашими замечательными идеями и разработками!! 27.09.2011, 19:02
Ирина
Огромное спасибо за ценный материал!!!! А главное, представляю, как будут рады ребятишки!!! Всего Вам самого доброго!!! 28.09.2011, 14:50
Екатерина
Медальки — чудо! Ребятишки будут в восторге, спасибо!!! 05.10.2011, 21:44
Maksim
Отличная идея.
А не могли бы вы сделать
«ПОЗДРАВЛЯЕМ
1(2,3)
МЕСТО»
и
«СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ» 27.10.2011, 10:27
ольга
Спасибо, очень хороший материал! И как раз на учительскую зарплату расчитан!!! 27.10.2011, 13:05
марина
Спасибо за помощь в проведении дня рождения!!!! 11.11.2011, 07:41
Ксения
Хочется сказать просто ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО за такой чудесный сайт и материалы. Не передать словами, как он помогает мне в работе (работаю учителем). ДАльнейшего вам процветания и успеха. С уважением, Савинова Оксана Геннадьевна 16.11.2011, 11:18
Ирина
А пишете что бесплатно 16.11.2011, 11:37
Редактор портала «Солнышко»
Ирина, во-первых, черно-белые медали — бесплатнее некуда.
Цветные — бонус для тех, кто может скачать. Ну и почитайте статью «Как скачать бесплатно».
http://www.solnet.ee/parents/p1_s002.html 20.11.2011, 12:52
Анна
23.11.2011, 17:32
Ирина
Большое спасибо вам за ценную информацию. Она мне очень пригодиться! 27.11.2011, 16:50
Екатерина
спасибо большое за ваши идеи. Очень помогают в работе с детьми в школе. 14.12.2011, 16:31
Ольга
Спасибо большое, очень полезный портал. Много нужного материала для работы с детьми начальной школы. 16.12.2011, 19:59
Наталья
Спасибо большое, пригодятся! 14.01.2012, 19:05
Людмила
Спасибо большое за медали, на день рожденье сына гости не останутся без наград! 15.01.2012, 18:15
людмила к
очень полезная вещь! спасибо! 16.01.2012, 15:48
татьяна
08.02.2012, 21:40
Оксана
Спасибо большое за ваши разработки. Очень пригодились медали на 8 марта и 23 февраля в школе. Я распечатала черно-белый вариант и раскрасила в разные цвета. Получились все разные и веселые медальки. 20.03.2012, 15:45

Светлана
Очень интересно. Мне понравилось. Я тоже работаю воспитателем в детском саду, а группа у меня называется «Солнышки-подсолнышки». На выпускной, вместе с логопедом, придумали интересные медали. Могу поделиться. 20.03.2012, 20:53
Редактор портала «Солнышко» (solnet-ee@yandex.ru)
Светлана, Ваши разработки присылайте, пожалуйста, на адрес редакции портала (см. выше). Жду!
23.03.2012, 10:51
Ксения Цхай
07.04.2012, 07:57
Лорик
13.01.2013, 01:49
Палумяэ Антон
Благодарю Вас за медали)
Мы в восторге)!!
Всего Вам наилучшего!! 26.01.2013, 10:02
Ольга
Спасибо за медальки. Работаю в детском саду. В работе очень пригодятся. Зашла первый раз на ваш сайт. Много интересного. 03.03.2013, 19:48
Валентина
Огромное спасибо. На сайте первый раз, а удовольствия от общения и материала в предверии праздника, думаю на долго. С наступающим праздником, будьте здоровы, любимы и счастливы.s 24.03.2013, 05:16
Наталья
мне очень помогли ваши разработки, как хорошо, что есть такие талантливые люди, ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО!!!! 09.06.2013, 21:27
Лена
Огромное спасибо! 10.08.2013, 08:32
Оксана
Вы просто не представляете, какие отличные медали, особенно для малышей и начальных классов. Ведь получив медаль ребенок будет счастлив, и обязательно захочет получить еще и еще 28.02.2014, 08:08
Екатерина
Спасибо!!! Без Солнышка уже не обойтись!! 28.11.2015, 10:46
Алла
Большое вам спасибо!
Все понравилось и пригодилось.
Вы лучшие… 23.12.2015, 14:25
Наталия
Огромное спасибо! Вы клад для нас, учителей и воспитателей!
А можно ещё разработать медаль за каллиграфию? Заранее спасибо) 24.01.2016, 12:20
Ольга.
Большое спасибо, очень нужный материал!!! 07.02.2016, 19:41
Корней
Здравствуйте автор.Скажитепожалуйста, а в какой программе вы это делаете. (медальки) 01.03.2016, 13:43
татьяна
Спасибо большое автору за его работу. Желаю творческих успехов!! 27.09.2016, 09:07
Анна
Подскажите, а медали надо печатать на бумаге, а потом вырезать?то есть получается бумажная круглая медаль? 27.09.2016, 12:06
Редактор портала «Солнышко»
Анна, да, эти разработки — для круглых бумажных медалей. Чтобы укрепить, можно наклеить их на картон или заламинировать. 30.04.2020, 15:20

Поощрение детей: как и зачем поощрять

Анастасия Репина
Поощрение детей: как и зачем поощрять

Когда дети ведут себя плохо – они обращают на себя всеобщее внимание, когда они ведут себя хорошо – это никого не удивляет. Тем не менее, дети очень часто ждут одобрений своих действий, стараются заслужить похвалу.

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка.

Большинство родителей, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию, а психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, делают акцент на позитивном подходе. Они советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях.

Поощрение – это признание, одобрение действий, согласие с ними. Это метод прямо противоположный наказанию. Он объясняет детям, что такое «хорошо», как можно и нужно поступать. Поощрение является позитивной составляющей полноценного воспитания. К сожалению, ему не уделяется должного внимания, о нем мало говорят и мало пишут. Все о нем знают, но каждый представляет и использует поощрение по-своему. Кто-то отдает ему основополагающую роль и в воспитании пользуется только им. Кто-то считает, что главное пресечь плохие поступки, а поощрение лишь балует детей. Сколько людей, столько и мнений.

Важность поощрения детей

Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело,пробуждает в ребенке здоровое самолюбие: медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.

Для того чтобы поощрение являлось оценкой детского поведения и приобретало нравственный оттенок, надо, чтобы оно содержало в себе такие конкретные определения, как «послушный», «добрый», «вежливый», «трудолюбивый», «внимательный», «заботливый», «честный», «щедрый» и т. п. Этими словами как бы подчеркивают нравственный смысл того или иного поступка. Несмотря на разногласия, поощрение играет большую, значимую роль в воспитании детей. Формирует личностные качества, направляет на верное поведение. Благодаря поощрению ребенок чувствует себя включенным в жизнь, замеченным, небезразличным, нужным. Это с хорошей стороны отражается на психологическом состоянии, эмоциях. Кроме того, поощрение учит хорошим поступкам, показывает, что они действительно нужны людям.

С помощью этого метода воспитания развиваются следующие качества,черты характера: доброта; ответственность; справедливость; аккуратность; честность; способность к обучению; уверенность; самоконтроль и многие другие.

Но есть в поощрении свои особенности. Не всегда оно несет в себе положительную линию. Бездумное, неправильное его применение чревато не самыми лучшими последствиями. Если регулярно поощрять без повода, просто так, или, что хуже, за плохие поступки, то ребенок станет показывать свою избалованность. Проявляться это будет в его капризности, нежелании слушать родителей, считаться с мнением кого-либо. Плохие поступки, действия, слова участятся, при этом ребенок искренне будет думать, что он все делает правильно, как надо.

Не все так просто, как кажется. Поэтому важно знать, как пользоваться таким легким и доступным методом воспитания.

Способы поощрения

Поощрение используется во всех сферах деятельности и имеет свои результаты. Работает не зависимо от возраста на детях и взрослых. Например, для мотивации хорошего качественного труда, выполнения должностных обязанностей работники награждаются премиями, почетными грамотами. Уже из этого можно сделать выводы об эффективности воздействия поощрения. Для детей используют свои способы.

Похвала – это самое распространенное, широко используемое, универсальное поощрение. Предполагает словесную форму воздействия. За хорошие поступки малыша хвалят, говорят ему, что он сделал правильно, его действия поддерживаются, одобряются со стороны взрослых. При использовании этого способа надо выбирать слова и интонацию. Хвалить нужно не самого ребенка (это вы можете сделать в любое время, а его конкретный поступок. Например, слова «какой ты у меня молодец» лучше заменить на «спасибо, ты мне очень помог, я ценю это».

Ласка направлена на проявление нежности. Сюда можно отнести объятия, поцелуи, одобрительные поглаживания по голове, спине. Ребенку они важны не менее слов родителей и говорят о многом. Главное, что он чувствует любовь, теплоту. Такая форма похвалы применяется чаще к маленьким детям.

Дополнительное время совместных игр, занятий, развлечений. Это способ мотивирующего поощрения. Часто используется для того, чтобы добиться от ребенка необходимых действий. То есть для получения вознаграждения ему предлагается выполнить какое-либо условие.Например: «как только ты приберешь игрушки, мы пойдем играть на площадку».

Снятие запретов, расширение прав. Если ребенок образцово себя ведет, помогает родителям, его можно поощрить, разрешив делать то, что раньше ему запрещалось. В зависимости от возраста и самостоятельности, например, ложиться спать на час позже обычного, принимать решения совместно со взрослыми. Этот способ поощрения может быть использован при общем хорошем поведении, не зависимо от каждого отдельного положительного поступка.

Великолепное воздействие оказывает на детей поощрение, когда родители привлекают ребенка к совместной работе. Известно стремление малышей стирать, шить, готовить обед, мастерить, как мама или папа. В качестве поощрения можно, например, разрешить постирать носовые платки, помочь маме накрывать стол для гостей или помочь папе чинить велосипед, проверять исправность полотера. Участие в делах взрослых, конечно, является для дошкольника большой радостью. А сколько гордости испытывает малыш,когда рассказывает в детском саду своим сверстникам: «Мы с папой починили…» «Мы с мамой принимали гостей!» и т. д. Безусловно, поощрение – трудом требует от взрослых учета возраста ребенка и его интересов.

Сладости, игрушки, другие вознаграждения являются очень сильной мотивацией. Чтобы в дальнейшем не случилось так, что ребенок будет ждать, требовать материальный стимул за каждое хорошее дело, пользоваться таким способом необходимо с осторожностью. Лучше не привязывать подарки к конкретным действиям ребенка. Либо использовать их как вознаграждение за дела, требующие длительного выполнения, например, окончание с отличием учебного года.

Наилучший результат поощрения достигается при одновременном использовании нескольких его способов.

Правила поощрения

Для того чтобы поощрение выполняло воспитательную функцию, объясняло о том, что такое «хорошо», обучало поступать так, как этого требует ситуация, необходимо правильно им пользоваться. Вот несколько правил, которых следует придерживаться.

1. Любое поощрение должно быть справедливым, соответствовать поведению и поступкам детей. Нецелесообразно хвалить, снимать запреты, одаривать подарками за все мелочи,особенно однотипные: сам надел колготки, футболку, застегнул куртку и т. д. И наоборот,нельзя оставлять без внимания более значимые и учащие чему-то поступки: малыш помог маме прибраться дома, вымыл посуду, подросток помог перейти дорогу пожилому человеку.

2. Не следует поощрять детей из чувства жалости. Предположим, малыша обидели, толкнули. Не правильно будет успокаивать его шоколадкой, конфеткой. Ему нужна поддержка, помощь. Лучше дайте ему совет, как поступать в аналогичных ситуациях.

3. Если целью является расположить к себе ребенка, понравиться ему, то подкуп похвалой, лаской и подарками неуместен. Первым делом необходимо наладить дружеские доверительные отношения с ним посредством общения.

4. Надо постепенно отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за конкретные действия. В противном случае он начнет требовать свои законные, как ему будет казаться, подарки. Поступки должны совершаться просто так, бескорыстно.

5. Хваля детей, всегда говорите, какое действие вы поддерживаете, чтобы они знали, что делать можно и нужно.

Когда поощрение может нанести вред?

Как уже говорилось выше, необдуманное использование поощрения может принести больше вреда, чем пользы. Дети не будут видеть границ дозволенного, определять, где заканчивается «можно» и начинается «нельзя». Развивается перфекционизм, когда стремясь к наилучшему результату, они не в состоянии принять несовершенства, сильно переживают в случае неудач. Особенно тяжело таким детям во взрослой жизни, которая будет преподносить сложные задачи, создавать препятствия. Всегда быть первым, лучшим не удастся. Из-за чрезмерной похвалы у детей формируется завышенная самооценка, эгоизм, восхищение собой. Уважения к родителям, взрослым, сверстникам не будет.

Поощрение – это неотъемлемая часть воспитания. Пользуйтесь им, направляйте детей на благие поступки, прививая только положительные качества, которыми должен обладать человек.

В беседах с родителями воспитатель должен разъяснять, что поощрения несовместимы с потаканием любой вздорной прихоти ребенка. Только в сочетании с возрастающими требованиями они приносят желаемый результат. Поощрения тогда имеют педагогическую ценность, когда содействуют удовлетворению разумных потребностей, развивают в ребенке желание порадовать взрослых своим поведением.

Образовательный портал

О методах поощрения детей в современных семьях (статья – 2)

Поощрение родителями действий и поступков ребенка в разные возрастные периоды детства оказывает влияние на формирование базового чувства самопринятия, также значительно влияет на развитие познавательных способностей и личностных структур, в частности, на развитие творческого мышления, уровень притязательности, самооценки, самосознания, самоуважения, волевых качеств, интересов и др. Поощрение ребенка в детские годы в дальнейшем выполняет функцию нравственного выбора, морального регулирования поведения, является основой реализации принятых им решений, совершенных действий и поступков.

Воспитание человека – длительный процесс. Он проходит беспрерывно и условно делится на этапы (возрастные периоды). Каждый этап – это шаг на пути социального становления и взросления личности. Нами были выявлены методы поощрения ребенка на каждом возрастном этапе по представлению студентов – будущих педагогов.

Студентам педагогического вуза были заданы следующие вопросы: как и за что следует поощрять ребенка в раннем возрасте, дошкольном, младшем школьном, подростковом и в старших классах? Контент-анализ позволил выделить как традиционные, так и редко встречающиеся: словесное поощрение, тактильный контакт, подарки, сладости, одежда, чтение сказки на ночь, прогулки, поездки и путешествия с родителями, игра за компьютером, гуляние и общение с друзьями, денежное вознаграждение, участие родителей в занятиях по интересам (хобби, увлечения), выполнение желаний ребенка.

Результаты представляем линейно: раннее детство (от 1 до 3 лет), дошкольное детство (от 3 до 6 лет), младший школьный возраст, подростковый и ранняя юность – старшеклассники.

До трех лет (ранний возраст) у ребенка формируется активный познавательный интерес к внешним событиям и людям. В кругу семьи формируется общий интеллект, кругозор, т.е. начинает формироваться направленность личности, которая должна подкрепляться внешними стимулами, вызывающими радость. Психологи, педагоги указывают на важное условие счастливого детства – это радость от собственных достижений, успехов, действий, поведения.

Проведенное исследование позволило определить содержательные аспекты (за что поощрять?) и распространенные методы поощрения (как поощрять?) в раннем детстве. Студенты считают, что от 1 года до 3 лет ребенка нужно поощрять «за появление новых слов, правильно сказанное слово, первые шаги, хорошее поведение, собранную пирамидку, занятия с игрушками, за умение самостоятельно одеться, хороший аппетит, за то, что сам поел, сходил на горшок, убрал игрушки». Обобщая полученные высказывания, отмечаем, что все значимые психологические новообразования этого возраста заслуживают поощрения.

Самым распространенным методом поощрения детей от 1 до 3 лет студенты определили словесное поощрение – похвалу, следующим в иерархии методов поощрений выделяется тактильное поощрение, т.е. ласка, объятия, поцелуи. Примерно такое же значение придается подаркам, в основном перечисляются игры и игрушки. «Сладкие» подарки менее значимы как метод поощрения, но все же называются студентами. В единичных случаях студенты указывали на такие средства поощрения, как покупка одежды, прогулки, чтение сказки на ночь.

В дошкольном возрасте (3-6 лет), по мнению студентов, важно поощрять детей «за их творческие способности и поделки, сделанные своими руками (рисунок, аппликация), за помощь взрослым, за помощь младшему брату/сестре, за хорошее поведение в детском саду, за выученное стихотворение, за выполнение порученных заданий и просьбы родителей, за то, что спал во время сончаса в детском саду, за убранную постель, за умение самостоятельно одеться, за то, что до поступления в школу научился читать и считать, за добрые поступки, за проявление самостоятельности (кушать, одеваться, убирать за собой игрушки)». Обобщая приведенные примеры студентов, выделяем следующие сферы: творческая деятельность, интеллектуальные способности, навыки самообслуживания, примерное поведение и оказание помощи людям.

Распределение иерархии методов поощрений в дошкольном возрасте примерно такое же, как и в предыдущем возрастном периоде: словесное поощрение, тактильный контакт, подарки, «сладости», прогулки и поездки.

В младшем школьном возрасте детей следует поощрять «за успехи в учении, желание учиться, хорошие оценки, старание в учебе, вымытую посуду, выполнение творческой работы, вежливое и культурное поведение в школе, нравственные поступки, послушание и примерное поведение». Если обобщить высказывания студентов, то получается четыре содержательные сферы, которые достойны поощрения: учеба, поведение, творческая деятельность и бытовые обязанности.

Иерархия методов поощрения выглядит следующим образом: словесное поощрение, подарки, прогулки, поездки, походы, совместные игры и общение с друзьями.

В подростковом возрасте поощрять следует «за достижения в учебе, хорошую учебу, за оценки, за добросовестное отношение к учебе, за хорошее окончание учебного года, помощь по дому, помощь родителям, хобби, личные достижения в области интересов (олимпиада, конкурсы, соревнования), за успехи в спорте, за хорошие манеры в поведении». Обобщая мнения студентов, выделяем сферы, за которые следует поощрять подростков: достойная учеба, хобби и интересы, бытовые обязанности, поведение. Кроме того, были получены единичные ответы от студентов, удивившие нас. Отдельные студенты считают, что поощрения заслуживают те подростки, которые «не прогуливают учебу, не грубят, не курят и не имеют других вредных привычек».

Для подростков также остается самым распространенным словесное поощрение, вторую позицию в иерархии занимают подарки и денежное вознаграждение, на третьем месте – прогулки и общение с друзьями.

Отдельной возрастной ступенью мы выделили раннюю юность – период старших классов. Как считают студенты, старшеклассников следует поощрять «за хорошую учебу, за самостоятельность в принятии решений, за достижение целей, за увлечение спортом, за помощь по дому, за серьезное отношение к подготовке к экзаменам, за ответственные и сознательные поступки, за добросовестный труд, за нравственные поступки по отношению к окружающим людям, за стремление к самосовершенствованию, за стремление хорошо учиться, за выполнение обязанностей, за участие в общественной жизни школы». Обобщая приведенные высказывания, выделяем сферы, заслуживающие поощрения старшеклассников: учеба и отношение к предстоящим экзаменам, бытовые обязанности, целеустремленность, поведение, хобби и интересы.

Для старшеклассников по-прежнему остается самой распространенной формой поощрения – словесное, вторую позицию в иерархии занимают подарки и денежное вознаграждение, на третьем месте – прогулки и общение с друзьями.

Настоящие студенты – бывшие выпускники школ, поэтому мы поинтересовались, как их поощрили некоторые родители за успешное окончание школы, хорошую сдачу ЕГЭ, поступление в вуз. Обращаем внимание на слово «некоторые» родители, т.к. часть наших студентов не считает, что за естественные жизненные события, такие как окончание школы, сдача ЕГЭ, дальнейшая учеба школьники должны поощряться и вознаграждаться. В подобных ответах мы наблюдаем социальную зрелость выпускников школ. И все же некоторые студенты поделились воспоминаниями о своих подарках; ответы были следующего содержания: «за хорошо сданные экзамены мне подарили драгоценное украшение», «за достижения в учебе я получила деньги и словесное одобрение», «за сдачу экзаменов и поступление в вуз подарили модные часы», «оплатили желанную фотосессию», «за успешную сдачу экзаменов родители отпустили меня с друзьями на целую неделю на Байкал», «за зачисление в вуз на бесплатное обучение подарили желанный телефон», «после зачисления в академию меня наградили поездкой на море», «после окончания школы мне и моей подруге родители вручили путевки за границу».

Сравнительный анализ выявленных методов поощрения в разные возрастные периоды показывает, что словесное поощрение занимает лидирующую позицию в иерархичной системе методов поощрений, но имеет тенденцию снижения от раннего к юношескому возрасту.

Подарки являются не меньшим средством стимулирования действий и поступков детей и подростков, имеют такую же тенденцию снижения значимости от дошкольного до юношеского возраста. В подростковом и юношеском возрасте, кроме подарков, желаемым средством поощрения становится денежное вознаграждение и поощрение.

Третье место во всей системе иерархии поощрений занимают прогулки, походы, сначала со взрослыми, а с подросткового возраста сменяются гулянием и общением со сверстниками и друзьями. Путешествия и поездки с родителями являются особо ценным методом поощрения детей.

«Сладкие» подарки и тактильное поощрение (объятия, поцелуи, поглаживание, похлопывание и др.) имеют значимость только в раннем и дошкольном возрасте, которая снижается от раннего детства к юношескому периоду.

Кроме того, родителям важно знать, что их дети разные по типу восприятия и способу переработки информации. Ученые выделяют три основные модальности восприятия: аудиальная (получение информации в большей степени через слуховой анализатор), визуальная (получение большей части информации через зрительный анализатор), кинестетическая (получение информации через обоняние, осязание, движение, тактильные ощущения).

Учитывая различные модальности восприятия, поощрять и хвалить детей можно по-разному: обнять, погладить по голове, купить билет в театр.

Дети-визуалы организованы и ориентированы на внешний вид, поэтому их можно поощрить грамотой, медалью, сделать яркую поздравительную газету или открытку, подарить фотографию в красивой рукодельной рамке.

Детям-аудиалам важно слышать слова-поощрения, одобрение, благодарение, поэтому их нужно хвалить вслух, рассказывать истории о них самих (их хобби, мечты, поступки, о постановке цели и ее достижении). Более ценной является похвала, высказанная перед членами семьи, друзьями, сверстниками, классным коллективом. Если вручается медаль (даже самодельная) или грамота, то эти дети особо будут рады от речевого сопровождения вручаемого подарка или награды.

Дети-кинестетики испытывают особую радость от тактильного контакта, им важно чувствовать ласку, поэтому их важно обнять, поцеловать, погладить, пожать руку, похлопать по плечу, показать жестом «Здорово!». Подарок должен быть приятный на ощупь (мягкий, пушистый, гладкий).

Анализ литературы и полученные результаты исследования позволили сформулировать ряд рекомендаций по применению методов поощрения в семье:

  • Система поощрений в семье должна быть продуманной и последовательной. «Хорошее» поведение, «хорошие» поступки и достижения ребенка нужно замечать, иначе ребенок будет привлекать к себе внимание «плохими». С другой стороны, одобрение и поощрение не всегда бывают полезными. Нет ничего хорошего в том, если ребенок за незначительный успех ждет награды.
  • Система поощрений в семье должная учитывать возраст ребенка; то, что будет значимым для дошкольника, может не оказывать стимулирующего эффекта для подростка. Младшие школьники и подростки особенно чувствительны к родительскому мнению, для них значимы оценки их поступков и поведения.
  • Система поощрений должна быть различной и гибкой в зависимости от значимости поведения и достижения ребенка. Родители должны знать, в каких случаях они будут поощрять ребенка, а в каких ситуациях примут его поступок как само собой разумеющееся. В любом случае родители не должны быть безразличными к взглядам, увлечениям детей, их действиям и поступкам.
  • Хороший эффект дают косвенные поощрения, т.е. в разговоре с другим человеком (по телефону, в другой комнате, чтобы ребенок слышал) сказать добрые слова о ребенке, выразить гордость за его поступки, успехи.
  • Поощрения должны «работать», создавать дополнительную мотивацию, чтобы ребенок руководствовался девизом: «Буду делать хорошо и не буду плохо».
  • Выбирая методы поощрения, родители должны знать его личностные особенности, т.к. в одобрении особо нуждаются несмелые и неуверенные дети. Одобрение и похвала помогают им чувствовать себя самостоятельными и способными.
  • При поощрении следует учитывать индивидуальные особенности. Если ребенку что-либо дается с трудом, то не нужно ждать конечного результата, в этом случае нужно поощрить авансом – за его прилежание и старание, тем самым укрепляя веру в собственные силы.
  • Педагоги и психологи рекомендуют хвалить ребенка с утра и на ночь. Утром, чтобы создать «ситуацию успеха» на целый день, вечером, чтобы ребенок расслаблялся и засыпал в хорошем настроении.
  • Если в семье несколько детей, то родители должны соблюдать принцип справедливости, чтобы не вызывать ревностное отношение между сиблингами.
  • Применяя методы поощрения, родителям желательно помнить о ведущих модальностях восприятии (визуал, аудиал, кинестетик).
  • Денежное вознаграждение можно использовать для того, чтобы ребенок учился разумно им распоряжаться. На первых порах родители должны обсуждать вопрос траты денег.
  • Грамотное и эффективное поощрение ребенка создает благоприятный фон для эмоционального и личностного развития детей. Не надо сравнивать своего ребенка с другими, полезнее хвалить его, выбрав в качестве сравнения его собственные достижения и неудачи: «Сегодня ты выполнил упражнение намного аккуратнее, чем вчера, и этим ты меня порадовал».
  • Можно включить в рекомендации для родителей их личный пример и проговаривание вслух о своих «хороших» поступках, действиях, достижениях.

Примечание: материал опубликован:

Ключникова Е.О. Будущий педагог изучает методы поощрения детей в современных семьях / Е.О. Ключникова, Н.В. Заиграева // «Научное сообщество студентов XXІ столетия. Гуманитарные науки»: сборник статей по материалам XXІІІ студенческой международной научно-практичекой конференции. – Новосибирск: Изд. «СибАК». – 2014. — №8 (23). – С.57-65.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *