Психиатр перед школой

Собеседование у психолога при приеме ребенка в школу

Процесс приема в школу – это достаточно непростая для ребенка процедура, к которой желательно подготовиться заранее. И в этом вам поможет данная статья, в которой мы постарались высветить основные моменты собеседования у психолога при приеме детей в школу.

Не секрет, что сейчас при приеме ребенка в школу к будущему первокласснику предъявляются очень высокие требования. Если еще 30 лет назад малыш мог спокойно поступить в начальную школу, не умея ни считать, ни читать, то сегодня эти умения считаются не просто нормой, а обязательным условием приема в образовательную организацию. Поэтому многие родители стараются уделить большое внимание подготовке ребенка к школе: кто-то делает это самостоятельно дома, а кто-то отправляет малыша на платные дополнительные занятия в развивающих центрах или на курсах, организованных при начальной школе.

Отметим, что на дополнительных занятиях педагоги обучаются детей по специальной образовательной программе, которая включает в себя помимо базовых занятий по счету и чтению, такие направления подготовки, как развитие речи, психогимнастика, обучение грамоте, математическое моделирование.

При приеме в школу малыш также должен будет пройти собеседование у психолога, задачей которого является выявление уровня подготовки ребенка к школе и степени развития психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи. При этом, если не умение считать или читать ребенку еще могут простить, то положительный вердикт психолога – это основополагающий фактор. То есть, как вы, наверное, уже поняли, процесс приема в школу – это достаточно непростая для ребенка процедура, к которой желательно подготовиться заранее. И в этом вам поможет данная статья, в которой мы постарались высветить основные моменты собеседования у психолога при приеме детей в школу.

Как проходит собеседование у психолога?

Собеседование у психолога, как правило, длится около 30-40 минут. Обязательным условием собеседования является присутствие одного из родителей, поскольку во-первых, таковы требования Закона, а во-вторых, ребенок в таком случае чувствует себя более комфортно и уверенно. При себе необходимо иметь папку-скоросшиватель с файлами (5 шт.) и листы бумаги формата А4 (10 шт.).

Родители заполняются карточку-анкету, в которой предоставляют основную информацию о себе (ФИО, дата рождения, место работы и должность, образование), указывают состав семьи, обеспеченность жильем (в том числе требуется сообщить, имеет ли ребенок собственную комнату, спальное место и рабочий уголок), описывают, чем занимается ребенок в свободное время, имеет ли проблемы со здоровьем и т.д.

После окончания «официальной» части собеседования у психолога, наступает время непосредственного общения специалиста с ребенком. Будущему первокласснику задают несколько общих вопросов и просят выполнить ряд заданий.

Основные вопросы при собеседовании у психолога

Вопросы школьного психолога могут варьироваться в зависимости от квалификации специалиста и его ответственности при выполнении своих профессиональных обязанностей. Тем не менее, существует ряд основных вопросов, которые, скорее всего, обязательно прозвучат. И если заранее их с ребенком «прорепетировать», то ваш малыш сможет поступить в школу без особых проблем.

Итак, желательно подготовить ребенка к следующим вопросам:

  1. Скажи, пожалуйста, как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет? Назови дату рождения? Какое сейчас время года?
  3. Расскажи про маму (папу): как зовут, где работает, сколько лет?
  4. Где ты живешь? Назови свой адрес.
  5. Кто живет вместе с тобой? Расскажи про брата (сестру), бабушку (дедушку), кошку и т.д.
  6. Чем ты занимаешься в свободное время?
  7. Ты хочешь учиться в школе? Почему?

В разных учебных заведениях могут быть и другие несложные вопросы, на которые ребенок 6-7 лет обычно знает правильный ответ:

  • Посчитай от 1 до 10 и обратно.
  • Что меньше (больше) — 2 или 5?
  • Каких домашних животных ты знаешь? А диких?
  • Какие дни недели тебе известны? Месяцы года?
  • Какое сейчас время года? Почему ты так решил? и др.

Основные задания, выполняемые ребенком при собеседовании у психолога

После устного тестирования, школьный психолог предлагает ребенку выполнить ряд заданий. Особой популярностью у специалистов пользуются такие задания:

Психолог просит малыша нарисовать на листе бумаги человека (здесь специалист будет оценивать местоположение рисунка на листе, толщину линий, насколько прорисованы детали рисунка: есть ли пальцы на руках, шея, волосы на голове, нос, глаза, брови на лице, уши).

Ребенку предлагают продолжить предложение: «Сейчас светло, значит…», «Утром мы завтракаем, а днем…» и т.д.

Специалист предлагает малышу сыграть в игру. Психолог задает вопросы, а малыш должен отвечать на них так, как захочет, но нельзя использовать «запрещенные» слова: «да» и «нет». Например, «Ты любишь играть?» (ребенок должен отвечать: я люблю играть), «Тебе нравится болеть?» (мне не нравится болеть) и т.д.

Задание на знание геометрических фигур включает в себя не только вопросы типа: «Какие геометрические фигуры ты знаешь?» и «Перечисли геометрические фигуры», но и выполнение теста на логику. На листе бумаги расположены в ряд геометрические фигуры с рисунком внутри, необходимо дорисовать пропущенные фигуры, а также нарисовать нужный рисунок внутри фигуры.

Психолог просит ребенка разложить карточки в такой последовательности, чтобы получился рассказ. Кроме того, ребенок должен озвучить свой рассказ.

Специалист называет ряд слов: лес, вода, хлеб и т.д. (всего 10 слов). Ребенок должен повторить все слова. Если ребенок не может их вспомнить, психолог повторяет слова, затем просит назвать их снова. Для прохождения этого задания ребенку дается три попытки.

Психолог раскладывает перед ребенком картинки (всего 10 шт.), просит малыша внимательно рассмотреть их и запомнить, а затем картинки убираются. Будущему первокласснику предлагают назвать все картинки, которые он вспомнит. При необходимости задание повторяется несколько раз.

Для выяснения математических способностей ребенку предлагают решить несложные математические примеры (на сложение и вычитание).

Мелкая моторика, аккуратность и способность к концентрации внимания проверяется путем просьбы вырезать картинку по линии.

Еще одно обязательное задание представляет собой тест с лишними картинками. Ребенку необходимо исключить лишний предмет из ряда карточек. Например, на карточке изображены животные: корова, коза, лошадь и кот. Требуется найти лишний предмет и объяснить свой выбор.

Психолог предлагает ребенку выполнить графический диктант на листе в клеточку. Специалист диктует маршрут движения от определенной точки: например, три клеточки вверх, одну – вниз, две – влево, три – вправо и т.д. Затем ребенок должен нарисовать полученный рисунок ниже, но таким образом, чтобы он смотрел в другую сторону.

Как видите, перечисленные выше вопросы и задания, направленные на определение готовности ребенка к школе, не такие уж и сложные. И любой мало-мальски подготовленный малыш может с легкостью пройти собеседование у школьного психолога. Главное, не волноваться, систематически заниматься подготовкой ребенка к школе (в том числе, используя упомянутые нами вопросы и задания), но при этом не ограничивать его готовыми ответами и шаблонами.

Просто о сложном. Взгляд детского психиатра.

Статью решила построить вот каким способом. Возраст, когда ребенка по этому приказу нужно показать психиатру и конкретные признаки (симптомы), которые могут насторожить внимательных родителей. Эти симптомы — ни в коей мере не повод для паники, причины впасть в уныние или начать искать виновных. Это повод лишь для одного — очной консультации (с ребенком) у специалиста: врача-психиатра, психолога. Последние две позиции, на мой взгляд ни в коем разе не взаимозаменяемы, хотя однозначно обе полезны.

Ну-с, начнем.

1 год — Родители иногда просто недоумевают, а нам точно к Вам надо? Надо, надо…На что стоит обратить внимание? Ребенку год, он

Не реагирует на имя (не отзывается, не поворачивает голову, вообще будто не слышит),

Не реагирует на дискомфорт (мокрые, грязные ползуны, если конечно, малыш не пребывает постоянно в памперсе, в которых, как известно, всегда сухо и комфортно), голод,

Не реагирует (будто не понимает) простые просьбы: дай, принеси, идем,

Не «играет понарошку» -пить из игрушечного стакана, говорить по игрушечному телефону,

Не показывает пальцем (указательный жест), когда его что-то заинтересовало, удивило,чтобы поделитьсяс Вами (последние две позиции могут оцениваться в сроки не 12, а 16-18 месяцев)

Количество речевой продукции -1-2 или 10-15 слов важно, харатеризует определенным образом уровень развития. но не является абсолютно неблагоприятным прогностическим признаком .

3 года — Ребенок не говорит вообще, словарный запас ограничен простейшим набором, приобретенном на первом году жизни, отсутсвует фразовая речь (сочетание двух -трех слов: «Мама, дай пить».

Не слышит, не реагирует /слабо реагирует на обращенную речь,

Любит заниматься определенными играми: расставлять что-то в ряд, однообразные игры, отсутствие замысла, сюжета в игра, использование неигровых предметов: пуговицы, веревочки, мусор, скрепки.

Избирателен в еде (крайние случаи), привержен привычным ритуалам, одежде, маршрутам, любые изменения воспринимаются тяжело, могут провоцировать истерики.

Холодность к ухаживающим лицам (мама, бабушка) или чрезмерная зависимость, отказ от контактов с кем бы то ни было другим.

Выраженные нарушения сна, поведения (повторяющееся поведение, самоповреждение).

Когнитивный дефицит (определяет специалист, заподозрить может мама, сравнив ребенка со сверстниками).

7 лет — отказ от общения со сверстниками в пользу особых увлечений, «непонимание» социальных правил, норм, правил игр.

Чрезмерное фантазирование, уход в мир фантазий, отрыв от реальности.

Четко очерченный когнитивный дефицит, задержка интеллектуального развития, трудности освоения и усвоения учебного материала, школьная неуспеваемость.

Выраженные страхи, фобии, расстройство поведения (в том числе СДВГ — требуется тщательнаяя дифференциации психологических от психиатрических случаев).

10 лет — на первое место выходят школьные трудности, зависимость (?) от гаджетов, компьютерных игр,

раннее половое созревание (интерес к области сексуальности),

14-18 лет — пубертат со всеми его прелестями.

Период манифестации эндогенных процессов. Обращаем внимание на эмоциональные фон — стойкое снижение настроение, потери или нарастание аппетита, нарушение сна!!! : бессонница, частые ночные пробуждения, сноговорение, снохождение, инверсия ритма сон-бодрствование -бессонница ночью и сонливость днем, чрезмерное приподнятое настроение в течение некоторого времени, что сменяется периодом сниженного настроения.

Максимализм, фатализация, катастрофикация -склонность к суицидальному поведению. Важно отслеживать изменения в настроении, привычном поведении подростка как в худшую, так и лучшую сторону, увлечение и интерес к вопросам, касающимся способов ухода из жизни, появление новых знакомых, групп в социальных сетях, попытки «наладить отношения, исправить ошибки» также могут иметь особый смысл.

Аутизация, отход от контактов, затворничество, уход в виртуальный мир игр, сериалов, потеря интереса к учебе и бывшим увлечениям, отгороженность.

Особенности поведения: ритуалы, нахождение знаково и символов, избегающее поведение (страхи, фобии, магическое мышление).

Интеллектуально-мнестические снижения, когнитивный дефицит — трудности с совоением школьной программы.

Каждый возраст и этап развития по-своему прекрасен и сложен. Консультация у врача-психиатра, врача-психотерапевта, тем более детского/подросткового психолога не приведет к жутким последствиям из серии «перечеркнуть ребенку жизнь, псих.учет и т.п. и т.д., это лишь некая информация от специалиста, имеющего определенные компетенции и опыт.

Практически в каждом случае своевременно обращение за помощью позволяет сориентировать родителей, оказать необходимую и достаточную помощь, для того, чтобы ребенок или подросток имел максимальное количество возможностей реализовать себя и свой личностный потенциал.

ВЫБРАТЬ СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ И ГРУППУ ДЛЯ «ФИЗРЫ»

До 1 сентября остается две недели, самое время озаботиться не только закупкой школьных принадлежностей, но и проверить здоровье ребенка, чтобы выяснить, насколько он готов к серьезным учебным нагрузкам, напоминают специалисты. Если что-то не в порядке, нужно поскорее принимать меры — начинать лечение (коррекцию), подать справку, чтобы школьнику подобрали соответствующую группу для занятий физкультурой, решить, в какие кружки-секции стоит начать ходить сразу и что, наоборот, пока отложить.

Всем родителям стоит знать, что с этого года вступили в силу обновленные правила профилактических медосмотров несовершеннолетних (утверждены Приказом Минздрава РФ от 10.08.2017 № 514н), фактически речь идет о детской диспансеризации. В самом документе не говорится, что все обследования нужно проводить именно накануне учебного сезона — детским поликлиникам рекомендуется составить график медосмотров с таким расчетом, чтобы каждый прикрепленный к поликлинике ребенок прошел диспансеризацию в течение того года, когда ему исполняется определенное количество лет. Однако опытные педиатры все же советуют стараться побывать у врачей перед началом учебы, несовершеннолетние и их родители имеют такое право (см. ниже «Комментарий юриста»). А вот для будущих первоклашек действует отдельный порядок: им именно перед школой нужно сдать анализы и посетить медицинских специалистов, перечисленных в Приказе Минздрава от 3.07.2000 № 241 (подробности в нашей инфографике).

Первый раз в 1-й класс

БЕРЕГИТЕ СЕРДЦЕ

— В приказах Минздрава предусмотрены основные, минимальные стандарты обследований, но у большинства современных детей, особенно городских, ослабленное здоровье, поэтому я бы добавил еще некоторые медосмотры, — говорит опытный врач-педиатр, главврач одного из медицинских центров Москвы Евгений Тимаков. По просьбе «КП» доктор составил полный список и пояснил, зачем ребенку нужно побывать у каждого из перечисленных специалистов. Многих врачей можно посетить бесплатно по полису ОМС в детской поликлинике по месту жительства в рамках диспансеризации несовершеннолетних (см. инфографику «Будь в курсе»). На остальные обследования можно попасть по полису, если есть какие-либо жалобы, или же обратиться платно, даже если нет симптомов.

— Перед тем, как впервые начинать учебу в школе, я настоятельно рекомендую обследовать детей максимально, — подчеркивает доктор Тимаков. — Ребенок должен быть готов как к умственным нагрузкам, так и к физическим, поскольку придется регулярно посещать уроки физкультуры. Увы, есть печальная статистика: сейчас растет количество летальных исходов во время таких занятий и спортивных секций. У многих детей ослаблена сердечно-сосудистая система из-за сидячего образа жизни, зацикленности на гаджетах и неправильного питания, приводящего к набору лишнего веса. Врач может вовремя заметить проблемы и дать рекомендации: какие физнагрузки будут безопасны для конкретного ребенка в школе и на дополнительных занятиях.

ОТ ОРТОПЕДА ДО ОКУЛИСТА

— Чтобы избежать физических перегрузок, нужно сделать ребенку обследования сердца: УЗИ и ЭКГ. Если обнаружатся какие-либо отклонения — обязательно сходить к кардиологу, — советует наш эксперт. — Также у школьников боли в области сердца могут быть связаны с нарушением осанки, поэтому нужно побывать у ортопеда и хирируга. Осмотр этих специалистов важен в любом случае, поскольку большинство современных детей страдает плоскостопием, которое может привести как к нарушению осанки, так и к проблемам с иннервацией рук, сердца и других органов — то есть блокируется передача импульсов от центральной неврной системы для управления этими органами.

Из-за того же нарушения иннервации могут начаться головные боли, которые мешают сосредоточиться на уроках, возможно ухудшение зрения. Поэтому также посещаем невролога и окулиста. Последний особенно важен для стеснительных школьников, которым «стыдно» сказать учителю о близорукости, чтобы их пересадили поближе. В итоге успеваемость может падать из-за того, что ребенок элементарно не видит написанного на доске.

ПРОВЕРЯЕМ ЩИТОВИДКУ

— Важно сделать УЗИ брюшной полости, посмотреть состояние печени, поджелудочной, селезенки, желчного пузыря, — продолжает доктор Тимаков. — Девочкам рекомендуется УЗИ органов малого таза, чтобы исключить проблемы с яичниками. И обязательно для всех — УЗИ щитовидной железы. К сожалению, в стандартах профилактических медосмотров Минздрава этого обследования сейчас нет, но я настоятельно рекомендую проверять щитовидку — сейчас скрытые патологии в этом органе встречаются у детей все чаще. Такие нарушения негативно влияют на сердце, обмен веществ, сон, память, на работу многих внутренних органов.

Еще непременно заглядываем к лору для проверки слуха. И сдаем анализы крови и мочи. Желательно сделать биохимический анализ крови (самый простой, не расширенный), чтобы посмотреть в первую очередь уровень глюкозы в крови и показатели воспаления.

Будь в курсе

КСТАТИ

— Очень советую побывать у психолога, — говорит Евгений Тимаков. — Многие современные родители пытаются самореализоваться через ребенка, «вооружить» его всем тем, чего не осилили сами. Здесь и по несколько иностранных языков, и танцы, и рисование, и спорт. Причем, занятия-тренировки начинаются с самого раннего возраста, и нередко оказывается, что к моменту поступления в школу ребенок чрезмерно подготовлен и в то же время измучен, его психика ломается, нарушены способности общаться со сверстниками. Все это может обернуться снижением успеваемости, истериками и другими неприятностями. Хороший психолог, а при необходимости и детский врач-психиатр подскажет родителям, как находить выходы в сложных ситуациях.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

Вы вправе пройти диспансеризацию в удобное для себя время

— Графики диспансеризации ребенка, составленные поликлиникой, для родителей обязательной силы не имеют. Если вы решили, что хотите пройти обследования, предусмотренные правилами Минздрава для определенного возраста ребенка, именно накануне учебного сезона — то имеете полное право на это, — поясняет председатель Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе, юрист Алексей Старченко. — Чтобы не вступать в разбирательства в детской поликлинике, проще всего позвонить в страховую медицинскую компанию, выдавшую вам полис ОМС, и сообщить желательную вам дату для прохождения диспансеризации. Еще хочу дать совет: если вы отказываетесь от прохождения медосмотров по правилам Минздрава (по закону у родителей есть такое право. — Авт.) и/или наблюдаетесь в коммерческой детской клинике, то письменно ставьте в известность участкового педиатра о том, что ребенок регулярно бывает на осмотрах у врачей. Это нужно, чтобы подстраховаться от предъявления претензий органов опеки.

Август — время готовиться к новому учебному году! Все электронные интерактивные учебники вы найдете на shop.kp.ru!

Август — время готовиться к новому учебному году! Все электронные интерактивные учебники вы найдете на shop.kp.ru!

6+ АО «ИД «Комсомольская правда», Москва ОГРН 1027739295781.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *