Очная магистратура и работа

Содержание

«Меня отпускали на учебу, а я работал ночью»: как совмещать магистратуру и работу

Подберите программу

Очная форма обучения — пожалуй, единственный способ в полной мере освоить новую специальность. Можно рассмотреть заочное или вечернее отделение, но такие опции есть далеко не во всех университетах. При выборе программы сразу смотрите на расписание: в одних местах стремятся ставить пары только на вечер и выходные, в других могут устроить занятия в середине дня. Неплохо пообщаться с выпускниками программы и узнать, как рассчитываются оценки, строго ли следят за посещаемостью и идут ли навстречу работающим студентам. В идеале стоит взять в расчет логистику: на руку сыграет не только близость к дому, но и к офису.

Произведите впечатление

На первых порах лучше не пропускать занятия: стоит запомниться преподавателям и разобраться, как устроен учебный процесс. Сколько пар можно пропустить, какие домашние задания обязательны, есть ли сложные проекты, которыми стоит заняться уже сейчас, кто из профессоров самый требовательный — все это лучше выяснить заранее. К тому же программа в начале семестра всегда легче, чем в конце, а прилежное выполнение даже простых домашних заданий — хороший шанс заслужить доверие перед серией прогулов.

«Мне повезло, что посещаемость на нашей программе была близка к свободной: главное — чтобы тебя узнавал преподаватель. Так что, если я отпрашивалась с работы раньше и добиралась до пар, старалась, чтобы меня увидели и отметили в ведомости», — говорит Анастасия, бывшая магистрантка НИУ ВШЭ.

Расскажите о магистратуре на работе

«Говорить начальству об учебе можно и нужно. Обычно я договаривался, что ухожу в 17:00 и работаю из вуза до конца дня. Формально я давал руководителю карт-бланш: он всего лишь отпускал меня на учебу, а я отвечал на сообщения даже ночью», — рассказывает Александр, отучившийся в магистратуре НИУ ВШЭ. С начальством придется искать компромисс: можно договориться отрабатывать часы в другие дни, когда учебы нет, либо по выходным. При возможности стоит рассмотреть парт-тайм.

Но работа может стать не только препятствием. «Если магистратура в той же сфере, что и работа, есть шанс, что профессиональные контакты помогут найти общий язык с преподавателями. Одна из лучших опций — использовать в учебе отрывки уже готовых проектов, а когда нет аврала, делать домашку в офисе», — говорит Анна, студентка магистратуры РГГУ.

«На работе все было нормально — коллектив скорее удивлялся, откуда у меня силы и время. Самой большой проблемой, как ни странно, оказалась коммуникация с одногруппниками. Работающие просили поставить время экзаменов так, чтобы хотя бы половину дня провести в офисе, — неработающей части это очень не нравилось», — говорит Анастасия, окончившая магистратуру НИУ ВШЭ.

На период сессии и защиты диссертации лучше заранее договориться об отпуске (особенно если подготовка отодвинулась на последний момент). «Любой официально работающий магистр по закону имеет право на оплачиваемый отпуск в эти периоды. Для этого нужна справка-вызов — ее выдают в учебной части», — рассказывает менеджер образовательных программ на факультете коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Андрей Буряченко.

Не оправдывайтесь работой в университете

При этом Буряченко не рекомендует акцентировать внимание на работе в разговорах с учебной частью и преподавателями: «Вы можете сказать менеджеру программы или преподавателю, что вы работаете, но только не использовать это как отговорку. Университет не обязан подстраиваться под вас и переносить занятия».

«В вузе отмазки про работу не пройдут. Можно договариваться с преподавателями по отдельности, но стоит быть готовым к тому, что вас поймут только специалисты-практики, которые сами умудряются совмещать работу с педагогической деятельностью», — считает Екатерина, бывшая магистрантка НИУ ВШЭ.

Распределите время

Для начала выделите время на отдых: приемлемое количество сна (за основу можно взять 7–8 часов) и хотя бы один час свободы в день (время в транспорте не считается). Это минимум, который стоит вычесть из 24 часов, и только потом что-то решать. Очевидный совет, но дела и планы лучше записывать: теперь их станет в два раза больше.

Арсений Иванов, тренер по личной продуктивности в Procter & Gamble, рекомендует использовать технику «обратного планирования» для больших целей. Что нужно сделать, чтобы написать диссертацию? Посетить лекции, выбрать тему и научного руководителя, собрать материал, пройти практику, написать вступление, сделать исследование и так далее. Для каждой небольшой задачи нужно придумать отдельный дедлайн.

Расписывайте всю неделю наперед в понедельник — это идеальный интервал для планирования, когда мозг не кипит от переизбытка дел. «Уменьшите количество задач и сфокусируйтесь на важном. Определите ровно пять самых важных целей на год — сначала занимайтесь ими, а потом всем остальным. Эти пять пунктов помогут принимать решения каждый день», — советует Иванов.

Контролируйте прокрастинацию

Перестать прокрастинировать совсем невозможно, но это не значит, что ситуацию нельзя улучшить. Прежде чем пойти учиться, спросите себя: что мне это даст и кем я стану после того, как все закончится? А потом наоборот: а что, если я все брошу? Ответы лучше записать на бумаге и вспоминать о них в критические моменты, советует Иванов.

Учитесь учиться: помогут книги, тренинги, например курсы скорочтения, практика внимательности. Подходящий онлайн-курс по улучшению таких навыков можно выбрать в подборке T&P. Иванов также рекомендует использовать технику «помидора», где на каждые 25 минут непрерывной работы советуют выделять 5 минут отдыха.

Пишите диссертацию заранее

В зависимости от направления магистерская диссертация может оказаться либо формальностью, либо действительно важным проектом — распределяйте ресурсы по ситуации. «Самый главный совет — найдите хорошего научника, который посоветует литературу и поможет найти правильный подход к теме, чтобы отбросить все лишнее и не делать лишней работы», — советует Маргарита, окончившая магистратуру в РГГУ.

Хорошо, если тема будет близка к работе: так можно попросить совета у коллег, взять экспертные интервью у начальства, использовать уже готовые данные или вовсе писать диссертацию в офисе, не рискуя привлечь к себе лишнее внимание. Как правило, магистерские программы длятся два года. На первом курсе стоит читать литературу по теме и складывать полезные материалы в одну папку, на втором — начать писать как можно раньше.

Не увлекайтесь перфекционизмом

«Мало кто поспорит, что хорошие оценки в магистратуре — это не главное. Лучше подумать, как сделать обучение максимально полезным для карьеры», — считает Виталий, отучившийся в магистратуре НИУ ВШЭ. Чего вы действительно хотите? Научных публикаций? Поучаствовать в экспедициях или конференциях? Написать отличную диссертацию? Совмещая учебу и работу, придется расставлять приоритеты, чтобы найти время на себя, — переработки на обоих фронтах могут привести к эмоциональному выгоранию.

«Пересдач я не боялась, пока их было меньше трех за сессию. Диссертация закономерно стала самым большим препятствием, но тем не менее была написана, загружена в последний момент и защищена почти отлично. Здесь помог только недельный отпуск и наработки, которыми я занималась в течение года», — рассказывает Анастасия, окончившая НИУ ВШЭ.

«Лучше сделайте как-то, чем никак. Даже если на домашнее задание у вас в три раза меньше времени, сделайте хотя бы его часть: большинство преподавателей ценят даже попытки», — советует Анна, студентка магистратуры РГГУ. Если прогулы неизбежны, а успеваемость очень важна для оценки, попробуйте честно договориться с преподавателем о дополнительных отработках ближе к началу семестра (а не за неделю до сессии). Это работает не всегда, но некоторые профессора идут навстречу. На семинарах поблистать не выйдет, но компромиссная тройка всегда лучше незачета.

Магистратура: как совмещать учебу с работой?

У каждого студента очных магистерских программ Института образования НИУ ВШЭ есть возможность работать в каком-либо из научных подразделений Института. Благодаря работе в исследовательском центре магистранты не только зарабатывают деньги в дополнение к стипендии, но и практикуются в будущей профессиональной деятельности.

Роман Звягинцев, студент первого курса магистерской программы «Измерения в психологии и образовании». Работает в Центре социально-экономического развития школы.

После начала учебы в магистратуре я успел четыре раза сходить в разные центры, посмотреть, где мне больше понравится, и в итоге остался в Центре социально-экономического развития школы. Во-первых, работая здесь, действительно возможно как-то повлиять на образование в стране. Вторая причина – в этом Центре мне проще писать курсовую работу, потому что мой научный руководитель здесь работает. Траектория моей работы в Центре и моей итоговой диссертации совпадают, а направление программы все-таки отличается. То, чем я сейчас занимаюсь, ближе скорее к «Доказательной образовательной политике», чем к «Измерениям в психологии и образовании». Но это, безусловно, смежные вещи.

Сейчас я в основном занимаюсь сбором контекстуальных данных о школах из разных регионов страны. Это данные о том, как разные школы функционируют в разных условиях. Есть школы, которые в плохих условиях функционируют хорошо, а есть такие, которые в хороших условиях функционируют плохо. Всю эту информацию было бы здорово собрать, проанализировать, сделать какие-то выводы и в зависимости от полученных выводов выстраивать образовательную политику. Другой проект касается Мониторинга экономики образования, по которому мы сейчас готовим отчет – по анкетам 2016 года. Конкретно сейчас мы работаем над анкетой родителей, выделяем группы родителей: какие это группы, как они описываются, чем характеризуются и что делать с теми, кто испытывает трудности с обучением своих детей. Есть еще, конечно же, мелкие задания, не очень важные, но очень срочные, их много, и приходится на них отвлекаться.

Я работаю в образовании с 17 лет, когда впервые поехал работать вожатым в лагерь. С тех пор я так или иначе работал в этой сфере: либо вожатым, либо педагогом-организатором, либо в дополнительном образовании, либо ещё где-то. Сейчас – в более теоретической части, это не конкретная практическая работа с ребёнком, а работа с данными. Чему я научился в Институте образования? Сложно отделить то, чему я научился в Центре, от того, чему я научился на магистерской программе. Но, безусловно, я получил много полезных советов от старших коллег, например, о том, что нужно прочитать, чтобы вникнуть в тему. Научиться читать научную литературу – один из навыков, который я приобретаю. Тайм-менеджмент – этот навык ты либо осваиваешь, либо не остаешься в Вышке.

Ирина Угланова, студентка 1 курса магистратуры «Измерения в психологии и образовании». Работает в Центре мониторинга качества образования.

В Центр мониторинга качества образования я пришла работать практически сразу: мне интересна психометрика, интересен анализ данных психологических исследований и исследований в образовании. Работа в нашем Центре позволяет погрузиться именно в эти вопросы. Благодаря работе я научилась многому как непосредственно в области своей будущей профессии: анализу данных, составлению теста, оценке качества теста – так и различным организационным моментам, которые тоже требуют навыков и опыта. Стажеров первого года погружают в разные проекты. Один из самых интересных – мы помогаем разрабатывать инструменты оценки навыков XXI века «4К», в частности, критического мышления и креативности. С одной стороны, это творческая работа, с другой стороны, достаточно строгая процедура, которая требует погружения. Еще мне очень интересен анализ данных и работа с базами данных.

То, чем я занимаюсь в Центре, все время связано с тем, чему я обучаюсь на парах. Мне кажется, такая содержательная взаимосвязь – одно из главных достоинств Высшей школы экономики в целом и Института образования в частности. Приходишь в одно здание, и становишься здесь целиком погруженным в работу и учебу, тебя не разрывают на части. В дальнейшем я планирую работать именно в этой области, поэтому все приобретенные навыки мне пригодятся.

Ксения Фиофанова, студентка 2 курса магистерской программы «Доказательная образовательная политика». Работает в Центре социально-экономического развития школы.

Перед поступлением в магистратуру я работала в школе (в сфере дополнительного образования), преподавала шахматы. Поэтому я обдуманно и целенаправленно пришла работать в Центр социально-экономического развития школы. Мне очень интересны все новые программы в данной сфере. Вот уже 2 года в Центре ведется исследовательская работа в секторе Edutainment: это понятие соединяет в себе education (образование) и entertainment (развлечение). Область не до конца изучена, в России Edutainment только набирает обороты: по статистике с 2011 г. по 2017 г. в разы выросло количество интерактивных музеев и парков профессий. Если в 2011 году таких музеев было 4, то сейчас их около 100.

Разнообразные формы интерактива захватывают образовательный мир. Если раньше молодые люди приходили в библиотеку почитать книги, то сегодня привлечь аудиторию книгами невозможно: почти все книги есть в Интернете. Поэтому библиотекам необходимы новые программы привлечения аудитории.

Работа в Центре помогает мне погрузиться в мою выпускную квалификационную работу, которая называется «Тенденции развития сектора дополнительного образования в рамке Edutainment (на примере парков профессий и интерактивных музеев)». Причем секция Edutainment не ограничивается только парками профессий и интерактивными музеями, сейчас появляются разнообразные образовательные интерактивные квесты. Я считаю, что дополнительное образование в интерактивной форме – это тема, которая будет широко распространена в будущем. Государственная политика сейчас становится более открытой к частным организациям, которые реализуют программы дополнительного образования. Я и сама хотела бы в будущем, после окончания обучения, открыть центр дополнительного образования. Поэтому все знания и знакомства, приобретённые в Центре, обязательно мне пригодятся в дальнейшем.

Ксения Вергелес, студентка первого курса магистерской программы «Измерения в психологии и образовании». Работает в Международной лаборатории анализа образовательной политики.

Когда к нам на программу начали приходить представители центров Института образования с презентацией, я изначально выбрала два направления: Центр мониторинга качества образования, директор которого – руководитель нашей магистратуры Елена Юрьевна Карданова, а также проект Международной лаборатории анализа образовательной политики, работать на котором меня позвал Андрей Борисович Захаров. Я выбирала между этими двумя подразделениями Института, и сделать окончательный выбор мне помог магистрант второго курса Денис Федерякин. Пока что мне довольно сложно в психологии, ведь я окончила социологический бакалавриат – и он мне посоветовал пойти работать в лабораторию, так как там больше социологии.

Я уже успела поработать в одном интересном проекте. Среди школ, которые участвовали в исследованиях PISA и TIMSS, были такие, которые показали, на удивление, либо очень хорошие результаты, либо очень плохие. И вот мы решили посмотреть, что же такого эти школы делают, почему у них либо настолько хорошие результаты, либо настолько плохие? Мы исследовали этот вопрос с помощью интервью и в настоящий момент пишем про это работу с Андреем Борисовичем. Первая глава этой работы – про роль директора и функции директора и завуча, а вторая – про то, как школы видят свою миссию в зависимости от контекстов, в которых они находятся.

Во время учебы у меня был курс по качественным исследованиям, конечно, и когда я готовилась к работе, то прочитала несколько учебников по качественным интервью. Но самой ценной информацией со мной делится моя коллега Валерия Маркина. Она мастер по качественным интервью, и так про это рассказывает, что я втягиваюсь все больше. В следующем году я планирую работать в этом же подразделении Института, но хотела бы попробовать себя в количественных методах, чтобы «набить руку». В дальнейшем я, надеюсь, пойду учиться в аспирантуру и буду продолжать здесь работать.

*****

Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков «Доказательная образовательная политика» и «Измерения в психологии и образовании».
Прием документов с 1 июня по 20 июля 2017г.
Иногородним студентам предоставляется общежитие.
Очно-заочные магистерские программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Подробнее .

МАГИСТРАТУРА 2020: сколько, как и зачем учиться?

5 (3)

Что из себя представляет магистратура?

Магистратура — это продолжение 1-ой ступеньки вузовского образования (бакалавриата). Магистратура — это 2-ой уровень высшего образования. Пока Российская Федерация не перешла на 2-х уровневую систему согласно требованиям Болонского процесса (до 2011 г.), был «специалитет» и «аспирантура». Обучались на специалиста в течение пяти лет (очно) + три года в аспирантуре (на дневном отделении). Если заочно, то по одному году добавлялось (6+4). Аспирантуру поступали те, кто хотел получить учёную степень кандидата наук.

Характеристика магистратуры 2020:

  • очередная ступенька высшего образования;
  • в магистратуре выпускники бакалавритата обучаются на «продвинутой» программе по своей профессии, полученной в бакалавритате, либо получают новую профессию, если программа магистратуры выбрана по другой специальности;
  • магистратура даёт более углублённые знания и учит студентов основам исследовательской работы, эти навыки нужны на любой руководящей должности;
  • возможность остаться в статусе студента (магистрантом) ещё пару лет;
  • выше определённых должностей не берут на работу дипломированных бакалавров, поэтому надо иметь диплом магистратуры либо являться дипломированным специалистом (5 лет);
  • законодательство России предусматривает возможность учиться на магистерских программах за счёт государства (бюджета), если претендент прошёл соответствующий конкурс, так как магистратура не считается 2-ым вузовским образованием, это продолжение вышки (бакалавриата);
  • выпускники специалитета, поступившие в университет до 2011 г., лишены права на получение места в магистратуре за счёт госбюджета.

Чем магистр 2020 г. от бакалавра отличается?

Бакалавр — это начальный (основной) уровень вузовской системы российского образования, а магистратура — следующий (второй).

Надо иметь в виду, что в настоящее время по некоторым направлениям готовят специалистов, например, «Экономическая безопасность», «Таможенное дело» и др. Т.е. эти направления подготовки не перешли на Болонский процесс. В некоторых случаях, при трудоустройстве, выпускник специалитета приравнивается к выпускникам магистратуры.

Поступить в магистратуру, чтобы иметь более высокий социальный статус

Таким образом, кроме продвинутых знаний и востребованных компетенций, выпускники магистратуры получают большие преимущества при трудоустройстве, при прочих равных обстоятельствах. Например, часто в конкурсах, объявленных на занятие вакантной государственной должности указывается, что бакалавры не допускаются к участию в конкурсе, т.е. надо иметь диплом магистра или специалиста. В частности, данный вопрос регламентируется Методическими рекомендациями по установлению квалификационных требований от 2015 г.

Как выглядит учёба в магистратуре в 2020?

  • образовательные программы магистратуры содержат более продвинутый учебно-методический материал;
  • к педагогическому составу, задействованному на программах для магистров, предъявляются более высокие требования, там не встретишь преподавателя без учёной степени;
  • руководителями образовательных программ для магистров являются известные доктора наук, профессора;
  • в ходе учёбы на образовательных программах для магистров серьёзный упор делается на развитие навыков исследовательской деятельности по направлению образовательной программы;
  • с момента старта магистерской программы и до самой защиты ВКР за каждым магистром прикрепляется научный руководитель из состава штатных докторов или кандидатов наук, имеющих ученое звание профессора или доцента;
  • в ходе обучения у магистров имеется возможность получить опыт педагогического мастерства, под наблюдением наставника (научного руководителя). Выпускники магистратуры обладают правом преподавать дисциплины при реализации вузовских программ, что категорически запрещено бакалаврам.

Кому дано право пойти в магистратуру в 2020?

В магистратуре учатся граждане, имеющие дипломы о высшем образовании (специалисты или бакалавры). При поступлении на магистерские программы предусмотрено вступительное испытание в виде устного общего экзамена по выбранному профилю подготовки.

Пойти в магистратуру по другому профилю после бакалавриата?

Нет, законодательство Российской Федерации не предъявляет такого требования. Следовательно, не обязательно, чтобы направление подготовки магистерской программы соответствовало программе бакалавриата, по которому у Вас имеется диплом об окончании. Например, если Вы – лингвист по диплому бакалавриата, то спокойно можете выбрать магистерскую программу по подготовке финансистов.

Можно ли совместить учёбу в магистратуре в 2020 г. с полноценной работой?

Да, можно. Многие вузы составляют образовательные программы так, чтобы можно было работать и учиться, даже если Вы обучаетесь на очном отделении. Также законодательством России предусмотрено заочное обучение на программе магистратуры (2,5 года).

Каковы плюсы магистратуры?

Слушателям очных магистерских программ предоставлены те же права и привилегии, что для студентов бакалаврских программ (отсрочка от службы в армии, учёба за счёт средств государственного бюджета, место в общежитии, проездные документы на льготной основе и т.д.).

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Отправить оценку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *