У ребенка длинный язык

Нарушение артикуляции как одна из причин отклонения речевого развития и ее состояние у детей раннего возраста

Неразвитые мускулы рта или слабый мышечный тонус лица являются одними из причин отклонений речевого развития.

Исходя из положения Н.А. Бернштейна об уровневой организации произвольных движений и действий, рядом исследователей специалистов в этой области (в частности Шереметьевой Е.В.) было предположено, что артикуляция, как наиболее высокий символический уровень произвольного движения, может формироваться при сохранности всех нижележащих уровней произвольного движения. Периферическая часть артикуляции надстраивается над предметным уровнем оральных движений, осуществляющих жизнеобеспечивающие потребности в питании: сосание, откусывание, пережевывание, глотание. Поэтому потенциальную возможность артикуляции они сочли возможным оценивать, наблюдая за предметным уровнем движений артикуляторов – губ, языка, нижней челюсти – в процессе приема пищи и состоянием мимики в свободной деятельности.

Проанализировав результаты исследования Е.В. Шереметьевой, в оральной базе артикуляции были определены предвестники недоразвития речи (показатели отклонений от нормального хода речевого развития) в раннем возрасте:

— отказ от твердой пищи: ребенок предпочитает однородные хорошо измельченные массы. Часто таким детям, чтобы не остались голодными, родители приносят в детский сад йогурты, творожные массы и т.п. Такое пищевое поведение может иметь разную причинность: позднее введение твердого прикорма; родители долго (до года, а то и двух) измельчали пищу ребенка до однородной массы; поддержание сосательного рефлекса (кормление грудью) до двух, двух с половиной лет; нарушение иннервации нижнечелюстных мышц;

— трудности в процессе пережевывания и, как следствие, выплевывание, что связано с нарушением иннервации соответствующих групп мышц. При таком снижении физической нагрузки мышцы, поднимающие и удерживающие нижнюю челюсть, и языковые мышцы ослабевают;

— общая амимия в процессе приема пищи: ребенок очень долго сидит над тарелкой или с куском в руке, потом медленно подносит ложку ко рту или откусывает, начинает лениво пережевывать (отсутствие удовольствия, «написанного» на лице от процесса питания);

— часто проливается жидкая пища или жидкость в силу недостаточной сформированности губного захвата: ребенок не достаточно захватывает нижней губой край ложки, чашки (жидкость проливается) или захватывает кусочки пищи из ложки непосредственно зубами. О таких говорят: «Ест не аккуратно». В действительности нарушается иннервация губных мышц и, как следствие, их сила, ловкость и скоординированность.

— повышение порога рецептивной чувствительности кожных покровов окологубного пространства, что тоже свидетельствует о нарушении иннервации соответствующих групп мышц: ребенок пьет кефир или кисель, остатки которого в силу недостаточной автоматизации предметного движения остаются вокруг губ. Он никакими способами не пытается снизить раздражение от остатков жидкости. О таких детях говорят: «Очень неопрятен».

Если же воспринимающая чувствительность окологубного пространства сохранна, а нарушена иннервация язычных мышц, то в аналогичных условиях наблюдается следующее:

— отсутствие круговых облизывающих движений языка при попадании густого напитка или жидкой каши на губы или окологубное пространство: ребенок в таких случаях вытирает верхнюю губу подручными средствами;

подтягивание спинки языка вверх с невыраженным кончиком языка в аналогичных условиях;

— уменьшение раздражения кожной поверхности губ при помощи нижней губы или другими средствами;

— поднимание кончика языка до уровня угла губ при попытке облизать верхнюю губу.

В общем, в жевательной мускулатуре отмечается ограничение подвижности нижней челюсти; незначительное или достаточно выраженное смещение нижней челюсти в сторону в состоянии покоя, при жевании и при артикуляции; при патологии тонуса жевательных мышц наблюдается снижение интенсивности и объема жевательных движений, дискоординация движений нижней челюсти при артикуляции; нарушение процесса откусывания от куска (что может быть осложнено также аномалиями зубночелюстной системы); выявляются синкинезии в моторике нижней челюсти при движениях языка (особенно при поднятии языка к верхней губе или при вытягтвании его к подбородку) .

Е. Г. Чигинцевой отмечается и на особенности в язычной мускулатуре: наблюдаются патологические состояния мышечного тонуса, которые в ряде случаев сопровождаются особенностями строения языка (при спастичности язык чаще бывает массивный, оттянутый комом вглубь ротовой полости или вытянутый «жалом», это может сочетаться с укорочением уздечки, представленной в форме плотного тяжа; при гипотонии язык в большинстве случаев тонкий, вялый, распластанный на дне ротовой полости, что может быть осложнено укорочением подъязычной складки, на вид тонкой и полупрозрачной); отмечаются нарушения положения языка (в покое и при движении) в виде девиации в сторону, высовывание языка изо рта, прокладывания языка между зубами; выявляется незначительное или достаточно выраженное ограничение подвижности язычной мускулатуры; гиперкинезы, тремор, фибриллярные подергивания языка; повышение или понижение глоточного рефлекса. В мускулатуре мягкого нёба отмечается провисание нёбной занавески (при гипотонии); отклонение увуля (язычка мягкого нёба) от средней линии. В вегетативной нервной системе наблюдаются в основном мозаичные нарушения в виде легко возникающих спазмов лица (покраснения или побледнения), цианичности языка, гиперсаливации (интенсивного слюноотделения, которое может быть постоянным или усиливаться при определенных условиях) .

К влияющим на становление речевой функции факторам Г.В. Чиркина также относит более поздние поражения ЦНС травматического или инфекционного генеза, интоксикации, тяжелые соматические инфекции, ослож­ненные психотравмирующими ситуациями (разлука с матерью, болевой шок), даже если они имели временный, а не постоянный характер) .

У ребенка с ринолалией даже при односторонней, полной или частичной расщелине вдох осуществляется активнее через расщелину, т.е. через рот, а не через нос. Врожденная расщелина способствует «порочному приспособлению», а именно неправильному положению языка, его корня, причем остается свободным лишь кончик языка, который оттянут в среднюю часть полости рта (корень языка чрезмерно поднят вверх, прикрывает собой расщелину, а одновременно и глоточное пространство). Кончик языка находится на дне рта в средней части, примерно на уровне пятого зуба нижнего ряда.

Попадание пищи через расщелину в нос, по-видимому, также способствует чрезмерному развитию корня языка, который закрывает собой расщелину. Итак, у ребенка с врожденной расщелиной самые важные, самые жизненные функции стабилизируют положение чрезмерно поднятого корня языка. Вследствие этого воздушная струя при выходе из подсвязочного пространства направляется почти перпендикулярно к нёбу. Это затрудняет ротовой выдох в речевом акте и создает назальный оттенок голоса. Кроме того, постоянное положение поднятого корня языка затормаживает движения всего языка. В результате осуществление нужных движений языка для артикуляции речевых звуков у ринолаликов не удается; кроме того, слабая выдыхательная струя, не попадая в переднюю часть ротовой полости, не стимулирует образование различных артикуляционных смычек в верхнем отделе речевого аппарата. Оба указанных условия приводят к тяжелому нарушению произношения. Чтобы улучшить произнесение того или иного звука, ринолалики направляют все напряжение на артикуляционный аппарат, усиливая этим напряжение языковых, губных мышц, вовлекая мышцы крыльев носа, а иногда и все лицевые мышцы .

В процессе речевого дизонтогенеза формируются приспособленные (компенсаторные) изменения уклада органов артикуляции:

· высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости; расслабленный, малоактивный кончик языка;

· недостаточное участие губ при произнесении лабиализованных гласных, губно-губных и губно-зубных согласных;

· чрезмерное напряжение мимической мускулатуры;

· возникновение дополнительной артикуляции (ларингализации) за счет участия стенок глотки.

Л.П. Борщ отмечает, что короткая уздечка – порок развития, выражающийся образованием складки слизистой оболочки, фиксирующей язык резко кпереди, иногда почти к зубам. Она нередко выявляется у родителей или близких родственников детей, что можно считать семейной особенностью; аналогичными бывают аномалии и прикуса. При изучении медицинских карт развития детей с патологией уздечки языка автор выявила, что в 94,7 % отмечается синдром двигательных нарушений; в 52,7 % — дисплазия тазобедренных суставов; в 69,4 % — задержка психомоторного развития; в 38,4 % — травма шейного отдела позвоночника; в 8,8 % — детский церебральный паралич .

У новорожденных с короткой уздечкой языка отмечается беспокойство при кормлении. Оно объясняется затруднениями при сосании, глотании. Малыши не высасывают норму. Сон у таких детей поверхностный, прерывистый, беспокойный, они много плачут.

Если коррекция не проведена вовремя, то это усугубляется с возрастом тем, что речь формируется с отклонениями; ребенка не понимают сверстники; взрослые, добиваясь правильного произнесения звуков, вызывают в ответ негативные эмоции. Он замыкается в себе, предпочитает меньше говорить, играть в одиночестве, начинает формироваться «комплекс неполноценности». Это нередко способствует развитию вредных привычек. Для них характерно снижение эмоционально-волевой сферы, лабильность настроения. Такие дети бывают неуравновешенными, гипервозбудимыми, с трудом успокаиваются. Они очень обидчивые, плаксивые, а иногда – агрессивны. Эти дети с трудом вступают в контакт, отказываются на приемах выполнять определенные движения языком.

К началу обучения в школе речь остается нечеткой, нарушено произношение нескольких групп звуков. Речь невыразительна, интонационная окраска голоса бедная. Это делает таких детей более уязвимыми, замкнутыми, хотя их интеллектуальные способности достаточно развиты. В большей части такие дети самокритичны.

Выявленные особенности оральной двигательной основы артикуляции позволили предположить, что при отсутствии своевременной коррекционной помощи в лучшем случае возникнут нарушения звукопроизношения и общая смазанность в потоке речи.

Ранняя диагностика осуществляется на основе оценки неречевых нарушений, к которым относятся следующие:

— нарушение тонуса артикуляционных мышц (лица, губ, языка) по типу спастичности (повышение мышечного тонуса), гипотонии (снижение тонуса) или дистонии (меняющийся характер мышечного тонуса);

— ограничение подвижности артикуляционных мышц (от почти полной невозможности осуществления артикуляционных движений до незначительных ограничений их объема и амплитуды);

— нарушение акта приема пищи: нарушение акта сосания (слабость, вялость, неактивность, неритмичность сосательных движений; вытекание молока из носа), глотания (поперхивание, захлебывание), жевания (отсутствие или затруднение жевания твердой пищи), откусывания от куска и питья из чашки;

— гиперсаливация (повышенное слюноотделение): усиленное слюноотделение связано с ограничением движений мышц языка, нарушением произвольного глотания, парезом губных мышц; оно часто утяжеляется за счет слабости кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате (ребенок не чувствует вытекания слюны); гиперсаливация может быть постоянной или усиливаться при определенных условиях;

— оральные синкинезии (ребенок широко открывает рот при пассивных и активных движениях рук и даже при попытке их выполнения);

— нарушение дыхания: инфантильные схемы дыхания (преобладание брюшного типа дыхания после 6 месяцев), учащенное, неглубокое дыхание; дискоординация вдоха и выдоха (поверхностный вдох, укороченный слабый выдох); стридор.

В ходе развития речи образуются системно управляемые слуходвигательные образования, которые и являются реальными, материальными знаками языка. Для их актуализации необходимо существование артикуляторной базы и умение образовывать слоги. Артикуляторная база – способность приводить органы артикуляции в позиции, необходимые для образования, формирования звуков, нормативных для данного языка .

В процессе усвоения произносительных умений и навыков под управлением своего слуха и кинестетических ощущений, постепенно находит и сохраняет в памяти те артикуляционные уклады, которые обеспечивают необходимый, соответствующий норме акустический эффект. При необходимости эти артикуляторные позиции воспроизводятся и закрепляются. При нахождении правильных укладов, ребенок должен научиться различать артикуляционные уклады, похожие при произношении звуков, и выработать комплекс речедвижений, необходимых для образования звуков .

Е.Ф. Архипова, характеризуя детей со стертой дизартрией, выявляет следующие патологические особенности в артикуляционном аппарате . Указывается на паретичность мышц органов артикуляции, которые проявляются в сле­дующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закры­того рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вя­лые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.

Л. В. Лопатиной отмечается спастичность мышц органов артикуляции, проявляющиеся в следующем: лицо амимично, мышцы лица при паль­пации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечает­ся подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражне­ние «трубочка», т.е. вытянуть губы вперед, и др. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, мало­подвижный

Л. В. Лопатина указывает на гиперкинезы при стертой дизартрии, которые проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (т.е. посинение кончика языка), а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата . При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения — например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д. При анализе же качества вы­полнения этих движений можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи .

Е.Ф. Архипова, Л. В. Лопатина выделяют следующие нару­шения артикуляции, которые проявляются:

1) в трудностях переключения с одной артикуляции на другую;

2) в снижении и ухудшении качества артикуляционного движения;

3) в снижении времени фиксации артикуляционной формы;

4) в снижении количества правильно выполненных движений .

Исследования Л. В. Лопатиной и др. выявили у детей нарушения иннер­вации мимической мускулатуры: наличие сглаженности носогубных складок, асимметричность губ, трудности подъема бровей, зажмуривания глаз. Наряду с этим характерными симптомами для детей со стертой дизартрией являются: трудности переключения с одного на другое движение, сниженный объем движений губ и языка; движения губ выполняются не в полном объеме, носят приблизительный характер, наблюдаются трудности в растягивании губ. При выполнении упражнений для языка отмечается избирательная слабость неко­торых мышц языка, неточность движений, трудности распластывания языка, подъема и удержания языка наверху, тремор кончика языка; у части детей — замедление темпа движений при повторном выполнении задания .

У многих детей отмечается: быстрое утомление, повышение саливации, наличие гиперкинезов мышцы лица и язычной мускулатуры. В некоторых случаях выявляется отклонение языка (девиация).

Особенности мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей с дизартрией свидетельствуют о неврологической микросимптоматике и связаны с парезами подъязычных и лицевых нервов. Эти нарушения чаще всего не выявляются первично неврологом и могут быть установлены только в процессе тщательного логопедического обследования и динамического наблюдения в ходе коррекционно-логопедической работы. При более углубленном неврологическом исследовании выявляется мозаичность симптомов лицевого, языкоглоточного и подъязычного нервов, определяющая особен­ности и разнообразие фонетических нарушений у детей. Так, в случаях пре­обладающего поражения лицевого и подъязычного нервов наблюдаются рас­стройства артикуляции звуков, обусловленные неполноценной деятельно­стью губных мышц и мышц языка. Таким образом, характер речевых рас­стройств зависит от состояния нервно-мышечного аппарата органов артику­ляции.

Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматизированными. Иными словами необходимым условием реализации фонетического оформления речи является хорошо развитая моторика артикуляционного аппарата .

При произнесении различных звуков речевые органы занимают строго определенное положение. Но так как в речи звуки произносятся не изолированно, а слитно, плавно следуя один за другим, то и органы артикуляционного аппарата быстро переходят из одного положения в другое. Четкое произношение звуков, слов, фраз возможно только при условии достаточной подвижности органов речевого аппарата, их способности быстро перестраиваться и работать четко, строго координировано, дифференцировано. Что предполагает точность, плавность, легкость движения артикуляционного аппарата, темпы и устойчивость движения .

Таким образом, нарушения двигательных возможностей артикуляционного аппарата является одной из причин отклонений речевого развития детей раннего возраста. Анализ исследований по вопросам состояния артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития позво­лил нам выделить следующие особенности:

· наблюдается недостаточная подвижность мышц языка, губ, нижней челюсти;

· особенности артикулирования проявляются в трудностях переключения с одной арти­куляционной позы на другую, в трудностях удержании артикуляционной позы;

· изучить состояние артикуляции детей раннего возраста возможно при на­блюдении за пищевым поведением ребенка.

Выводы по I главе

Развитие артикуляции является важной составляющей нормального речевого развития. Артикуляция – это работа органов речи (артикуляционного аппарата) при произнесении слогов, слов, фраз; это координация действия речевых органов при произнесении звуков речи, которая осуществля­ется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного моз­га. При произнесении определенного звука реализуется слуховой и кинесте­тический, или речедвигательный контроль.

Для того чтобы речь была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматизированными. Иными словами необходимым условием реализации фонетического оформления речи является хорошо развитая моторика артикуляционного аппарата. Артикуляционный аппарат — анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое нёбо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотку и резонаторные полости, участвующих в порождении звуков речи и голоса. Любые нарушения в строении артикуляционного аппарата врожденного или рано приобретенного характера (в возрасте до 7 лет) неизменно влекут за собой трудности в формировании и развитии речи.

Все движения органов артикуляции определяются работой двигательного анализатора. Его функцией является восприятие, анализ и синтез раздражений, идущих в кору от движения орга­нов речи. В речедвигательной зоне происходит сложная и тонкая дифферен­циация речевых движений, организация их последовательности.

В онтогенезе процесс развития артикуляции формируется последовательно: крик, гуление, ранний лепет; поздний слоговой лепет; первые слова, фразы; дальнейшая тонкая дифференциация артикуляторных укладов.

Пищевое поведение является одним из показателей развития артикуляции. Если ребенок предпочитает мягкую пищу твердой, недостаточно подвижны органы артикуляции во время приема пищи, то это свидетельствует о недостаточности развития мышц рта и губ.

Отклонения речевого развития в раннем возрасте – это недоразвитие когнитивных и языковых компонентов речевого становления, обусловленное нарушением психофизиологических предпосылок и/или несоответствием микросоциальных условий возможностям ребенка. Проявляется в трудностях формирования начального детского лексикона и фразовой речи. Может быть самостоятельной речевой патологией или частью в структуре любой формы отклоняющегося развития.

Изучение состояния артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития возможно при организации наблюдения за пищевым поведением ребенка.

Макроглоссия (увеличенный язык) у ребенка: симптомы, причины и лечение

Увеличенный язык ребенка в медицине называется «макроглоссия» Это заболевание связано со структурными нарушения как на поверхности, так и внутри языка. Наблюдать очень большой в размерах язык можно в основном у детей, на взрослых макроглоссия приходится с частотой 1–2%.

Диагноз макроглоссия врач может поставить как в том случае, если язык полностью увеличен, так и в том, если разбухли его отдельные части — спинка, кончик, боковая сторона.

Макроглоссия языка может врожденным и приобретенным заболеванием

Из-за чего возникает заболевание

Врачи делят этимологию заболевания на две категории: врожденную и приобретенную.

Врожденная форма развивается при внутриутробном нарушении развития плода. На аномалиях в ребенка в утробе матери могут сказаться разные факторы, поэтому единственной причины установить не удалось.

Научное определение макроглоссии

Макроглоссия развивается самостоятельно на фоне:

  • синдрома Дауна;
  • открытом или неправильном прикусе;
  • туберкулезе;
  • нарушение гормонального фона, а также сифилиса;
  • инфекционных заболеваний, которые затрагивают язык;
  • нарушенном кровообращении или кровоизлияниях в ротовой полости;
  • абсцесс язык — отмираний его тканей; разных форм глоссита (катаральный, кандидозный) — увеличения сосков языка;
  • ушибов и травм, опухолей, кисты, которые влияют на кровеносную систему языка и окружных тканей, а также лимфатические узлы;
  • при скоплении гноя в ротовой полости — под или над языком; а также если мышцы языка очень большие — аномальное развитие;
  • акромегалии; микседемы; синдрома острой аллергической реакции;
  • актиномикозного поражения языка.

Синдром Дауна часто сопровождается увеличенными языком разной степени

Глоссит как фактор способствующий увеличению органа ротовой полости, может быть спровоцирован:

  • обилием вредных бактерий — вирусов, находящихся на языке;
  • обжиганием горячей едой/напитками, неправильным питанием, чрезмерным увлечением сладким;
  • плохим уходом за зубами, неправильно подобранным бальзамом ополаскивателем;
  • травмами, порезами, химическими ожогами тканей языка.

Как определить наличие макроглоссита

Врачи разделяют макроглоссита на два вида: ложный, истинный. Ложный связан с аномальным развитием челюсти. Узкая, впавшая челюсть не свидетельствует о настоящем макроглоссите, и является результатом аномального развития костной ткани.

Синдром Беквита-Видеманна — аномально большой язык

При истинном макроглоссите язык великоватый, его размеры превышают норму в 1,5–3 раза.

А также наблюдаются другие признаки:

  • рот не закрывается, мышечный орган высунут наружу;
  • повышенное слюноотделение, капают слюни;
  • кожа в области рта, подбородка раздражена;
  • на языке видны отметины от зубов;
  • толстый язык покрыт эрозиями, язвами вместе с внутренней поверхностью щек;
  • неправильный прикус;
  • затрудненное дыхание;
  • трудно жевать и глотать пищу;
  • из-за очень большого языка больному сложно говорить, трудно понимать его речь.

Известный случай макроглоссии — язык у женщины рос всю жизнь

Диагностика ребенка

Плановое УЗИ каждой беременной помогает выявить недуг на третьем триместре. У врачей есть специальный нормативный лист, в котором прописаны размеры каждого органа, которые можно считать нормой.

Для уточнения диагноза специалисту может потребоваться сделать УЗИ диагностику несколько раз.

Ребенок с макроглоссией часто отстает в развитии

Родившийся ребенок с диагнозом «макроглоссия» должен пройти много врачей, а именно:

  • инфекциониста;
  • эндокринолога;
  • отоларинголога;
  • специалиста по генетическим вопросам — генетика.

Только после планового обследования (инструментального, биохимического), заключения всех вышеперечисленных врачей, может составляться схема лечения.

Неравномерное увеличение тканей языка из-за травмирования зубами

Почему важно диагностировать макроглоссию на раннем сроке: последствия

Некоторые люди несерьезно относятся к патологии. Хотя макроглоссия очень сильно сказывается на качестве жизни, становиться причиной целого комплекса заболеваний.

Ребенок с макроглоссией является изгоем, ассоциативным. Из-за невнятной речи, внешнего дефекта, ему сложно найти понимание в своем окружении. В большинстве случаев, дети будут избегать ребенка, издающего странные звуки вместо слов.

Разрастание тканей языка как вторичное заболевание

На фоне сложившейся ситуации у ребенка начинают развиваться комплексы, он чувствует себя неполноценным, становиться замкнутым.

Патология активизирует и другие недуги:

  1. Нарушение дыхания. Ребенок обретает привычку дышать через рот.
  2. Плохая дикция. Ребенку сложно выговаривать слова, а свистящие-шипящие буквы вообще почти не выговариваются.
  3. Зубы искривляются, появляются заболевания полости рта.
  4. Из-за того, что ребенок не в силах нормально пережевывать пищу, нарушается работа пищеварительного тракта, что приводит к гастриту, язвам, колиту.
  5. Мышечный орган постоянно сохнет, покрывается язвами, болит.
  6. Как проводится медикаментозное лечение

При выборе типа лечения большое внимание уделяется этимологии, форме заболевания.

Если макроглоссит вызван вторичным заболеванием, тогда основная задача устранить источник.

Отпечатки зубов при увеличении размеров языка

Какие виды препаратов участвуют в схеме лечения:

  • антибиотики, как таблетками, так и инъекциями;
  • антисептические средства;
  • противовоспалительные средства — ополаскиватели.

Наряду с лечением основного недуга, медикаменты оказывают положительное воздействие на полость рта — мышечный орган постепенно уменьшается.

Хирургическое вмешательство при макроглоссите

Если язык выходит за пределы ротовой полости, а препараты не дают нужного результата — требуется оперативное вмешательство.

Показаниями для проведения операции могут быть:

  • проблемы с дыханием, пациент испытывает дискомфорт от нехватки кислорода;
  • жевание и глотание происходит либо с большими усилиями, либо невозможно;
  • внешность сильно искажена;
  • прикус открыт из-за чего местное лечение не может проводиться;
  • обилие слюны;
  • проблемы с речью не поддаются лечению у логопеда.

Операция по уменьшению языка — самый эффективный метод лечения

Главная задача во время операции — возвращение языку нормальных форм и размеров. В большинстве случаев задача выполняется за счет удаления клиновидной части языка. Функционально значимая часть иссекается под общим наркозом, язык приобретает нормальные размеры, его работоспособность не нарушается.

Аллергическая макроглоссия — отекание языка

Если у ребенка открытый прикус, ему ставят протез, который не дает языку выпадать наружу.

Если макроглоссия имеет врожденную форму, ребенку в раннем возрасте оперативным путем перевязывают артерии языка. Такой подход помогает замедлить аномальный рост в размерах.

Увеличение языка при тиреозе — заболевании щитовидной железы

При своевременном обращении к врачу шанс положительного исхода максимален.

Когда патология связана с новообразованием, лечение проводится комплексно за счет хирургического вмешательства, химиотерапевтических методов, препаратов, лучевой терапии.

Правильный подход к заболеванию, соблюдение предписаний врача помогут замедлить развитие хронической формы патологии или полностью устранить недуг. Ваш ребенок не будет чувствовать дискомфорта, живя полной жизнью.

Ребенок часто высовывает язык изо рта — баловство или симптом болезни?

Материал проверен: Агеева Оксана Олеговна, врач-педиатр

Каждый новорожденный малыш особенный. Но есть ряд физиологических процессов, которые присущи каждому ребенку: махи ручками, ножками, этапы развития речи, эмоций и т. д. Также некоторые малыши имеют ряд вредных привычек. Например, сосание пальцев или высовывание язычка изо рта. Но, если с первой вредной привычкой родители сталкиваются очень часто, то вторая побуждает молодых мам озадачиться вопросом: «А нормально ли это? Может высунутый язык – это ни игра, ни баловство, а проблема?».

Новорожденный ребенок высовывает язык: неопасные причины

Прежде чем бить тревогу и обращаться к педиатру, проследите, в каких случаях малыш начинает показывать язычок. Существует ряд неопасных причин, при которых высовывание языка считается нормой:

  1. Прорезывание зубов. Когда кроха чувствует дискомфорт во рту из-за набухших десен, родители могут видеть, как малыш водит языком по деснам и высовывает его наружу. Обычно этот признак сопровождается сильным слюноотделением.
  2. Ребенок хочет кушать. Новорожденные часто показывают язычок, когда голодны. Особенно этот рефлекс развит у детей, которые находятся на грудном вскармливании (они таким образом подсознательно ищут материнскую грудь).
  3. Малышу жарко. Высунутый язычок может свидетельствовать о том, что крохе жарко или ему хочется пить. Показывая язычок, малыш увеличивает поверхность, на которой осуществляется испарение влаги.
  4. Большой язык. У некоторых малышей при рождении язычок может быть больше стандартных размеров. Из-за чего ему становится тесно в ротовой полости. Но бить тревогу не стоит, так как с возрастом этот маленький дефект устранится сам собой.
  5. Кроха тренируется. Язык – это мышца тела, которая нуждается в тренировке. Никого не удивляет, когда малыш дергает ручками или ножками. То же самое касается и язычка.
  6. Баловство. Часто карапузы показывают язык, копируя своих родителей, которые таким образом играют с крохой.

Почему грудничок часто высовывает язык — обзор возможных заболеваний с симптомами в таблице

Иногда родители могут заметить, что у ребенка язык выпадает из ротовой области. Если присутствуют подобные признаки или малыш долго не засовывает язычок обратно, то следует обратиться к специалисту. Ниже в таблице рассмотрим, какие заболевания могут сопровождаться высовыванием языка.

Заболевания, которые могут заставить малыша высовывать язык

Заболевание, побуждающее малыша высовывать язычок Сопутствующие симптомы заболевания К какому врачу обратиться за консультацией? Какое основное обследование и лечение может рекомендовать врач?
Гипотиреоз При гипотериозе функция щитовидной железы снижена. У малыша при этом недуге язык вываливается из ротика. Также заболевание у детей первых месяцев жизни может сопровождаться поздним отпаданием пупочного остатка, медленным заживлением пупочной ранки, затянувшейся желтухи, упорными запорами недостаточной прибавкой в весе. Симптомы могут быть разными: зависят от вида вскармливания ребенка и от возраста. Необходима консультация эндокринолога. При этом заболевании проводится широкий спектр обследований: биохимический анализ крови, общий анализ крови, ЭКГ, УЗИ щитовидной железы и другое обследование при необходимости.
Нейромышечные заболевания Как правило, наблюдается миопатия (нарушение функции мышцы) различных групп мышц, симметричные и асимметричные.

Наблюдение у невропатолога.

В этом случае педиатр может порекомендовать обратиться к невропатологу. Диагностика зависит от симптомов: анамнез жизни, компьютерная томография, генетический анализ, консультация других специалистов.

Лечение: лечебное питание, богатое белками и аминокислотами; физиотерапия; массаж и гимнастика; психотерапия при необходимости.

Молочница (кандидоз) Часто у малыша можно увидеть белый налет на язычке, щечках и небе. Если вы увидели странный налет в ротовой полости малыша, следует обратиться к педиатру. Мазок из ротовой полости на грибок (кандиды).
Стоматит При этой болезни в ротовой полости можно заметить маленькие язвочки, которые и заставляют кроху высовывать язык из-за дискомфорта, ведь язвы могут поражать и нижнюю часть языка. В этом случае стоит обратиться к педиатру, который в случае запущенности заболевания направит на консультацию к детскому стоматологу. При стоматите осматривается ротовая полость малыша. Возможно врач захочет взять мазок для исключения иных заболеваний ротовой полости.

Лечат стоматит медикаментозно. Также родителям нужно обрабатывать рот крохи специальными отварами или мазями для устранения недуга.

Внутричерепное давление (ВЧД) Если малыш высовывает язычок, запрокидывая голову назад, то это явный признак ВЧД. Этот симптом может проявляться даже во сне. Обязательна консультация врача-невропатолога, который в случае подтверждения диагноза назначит медикаментозное лечение и массаж. Для определения этого заболевания проводится ультразвуковое исследование (УЗИ).
Гипотонус языка У малыша язык высунутый и рыхлый. Также малоподвижный. Обычно встречается у недоношенных деток, а также у тех, кто имеет проблемы с эндокринной системой. Для обследования необходима консультация педиатра и невропатолога. Малыш должен пройти УЗИ, после чего назначается медикаментозная терапия и физиотерапия. Часто прописывают водные процедуры, так как при гипотонусе малыш плохо держит голову и сидит.

Комментарий врача-педиатра Агеевой Оксаны Олеговны:

Детки первого года могут высовывать язык в целях изучения своего тела, пытаться разглядеть его и потрогать.

До шести месяцев язычок может не помещаться в ротовую полость физиологически, и может казаться, что у ребенка высунут кончик языка — это тоже нормально.

Ну и, конечно, детки постарше при насморке могут вытирать выделения из носа языком, что также не является патологией.

Почему ребенок 3-5 лет высовывает язык, когда что-то делает?

Нервная система у детей 3-5 лет еще не особо развита, поэтому многие дети, когда занимаются чем-то увлекательным, могут неосознанно высовывать язык. Когда они концентрируют свое внимание на каком-либо объекте (собирают пазл, конструктор, рисуют и т.д.), мозг пока не может уследить за всеми процессами, но этот момент в данном возрасте является нормой. Со временем кроха научится контролировать свое тело в совершенстве, и подобные ситуации перестанут иметь место.

Обычно дети 3-5 лет высовывают язык, когда:

  • Усердно что-то выполняют. Если малыш серьезно настроен что-то сделать (нарисовать рисунок, построить домик из деталей и пр.), то концентрируя свое внимание на монотонной, кропотливой работе, он может высунуть язык.
  • Не могут что-то сделать. Если малышу что-либо не удается с первого раза (раскрасить картинку, прочитать слог, букву), от этого перенапряжения мозг не следит за всеми процессами.
  • Есть проблемы с речью. В этом случае при разговоре с малышом можно увидеть, как он высовывает язык, стараясь что-то рассказать. С этой проблемой справляется врач-логопед.
  • Капризничают или показывают характер. В этом случает нужно останавливать чадо и не позволять ему подобных жестов, даже если они исходят непроизвольно.

Если нет никаких патологий и заболеваний, то проблема высунутого языка «растворяется» сама собой с течением времени, когда малыш вырастает.

Поделитесь с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *