Нарисовать постер среда обитания современного человека

Среды обитания организмов. Знакомство с организмами сред обитания

Тема: Жизнь на Земле.

Урок: Среды обитания организмов.

Знакомство с организмами различных сред обитания

1. Характеристика биосферы

Жизнь протекает на большом пространстве разнообразной поверхности земного шара.

Биосфера – это оболочка Земли, где существуют живые организмы.

Биосфера включает в себя:

— Нижняя часть атмосферы (воздушная оболочка Земли)

— Гидросфера (водная оболочка Земли)

— Верхняя часть литосферы (твердая оболочка Земли)

Каждая из этих оболочек Земли имеет особые условия, создающие разные среды жизни. Различными условиями сред жизни порождается многообразие форм живых организмов.

Среды жизни на Земле. Рис. 1.

Рис. 1. Среды жизни на Земле

Выделяют следующие среды обитания на нашей планете:

— Водную

— Наземно-воздушную (рис. 2)

— Почвенную

— Организменную.

Рис. 2. Наземно-воздушная среда обитания

2. Наземно-воздушная среда обитания

Жизнь в каждой среде имеет свои особенности. В наземно-воздушной среде достаточно кислорода и солнечного света. Но часто не хватает влаги. В связи с этим растения и животные засушливых мест обитания имеют специальные приспособления для добывания, запасания и экономичного расходования воды. В наземно-воздушной среде бывают значительные изменения температуры, особенно в районах с холодной зимой. В этих районах в течение года заметно меняется вся жизнь организма. Осенний листопад, отлет перелет птиц в теплые края, смена шерсти у зверей на более густую и теплую — все это приспособление живых существ к сезонным изменениям в природе. Для животных, обитающих в любой среде, важная проблема – это передвижение. В наземно-воздушной среде можно передвигаться по Земле и по воздуху. И животные этим пользуются. Ноги одних приспособлены к бегу: страус, гепард, зебра. Других – к прыжкам: кенгуру, тушканчик. Из каждых 100 обитающих в этой среде животных 75 умеют летать. Это большинство насекомых, птиц и некоторые звери, например, летучая мышь. (Рис. 3).

Рис. 3. Летучая мышь

3. Интересные факты об обитателях наземно-воздушной среды

Чемпион по скорости полета среди птиц – стриж. 120 км/ч – обычная для него скорость. Птички колибри взмахивают крыльями до 70 раз в секунду. Скорость полета у разных насекомых такова: у златоглазки – 2 км/ч, у комнатной мухи – 7 км/ч, у майского жука – 11 км/ч, у шмеля – 18 км/ч, а у бабочки-бражника – 54 км/ч. Наши летучие мыши невелики ростом. Но их родственники крыланы достигают в размахе крыльев 170 см.

Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 метров.

4. Приспособление птиц к полету

Птиц от всех других существ отличает способность летать. К полету приспособлено все тело птицы. (Рис. 4). Передние конечности птиц превращены в крылья. Так что птицы стали двуногими. Оперенное крыло намного более приспособлено к полету, чем летательная перепонка летучих мышей. Поврежденное оперение крыла быстро восстанавливается. Удлинение крыла достигается за счет удлинения перьев, а не костей. Длинные тонкие кости летающих позвоночных могут легко ломаться.

Рис. 4. Скелет голубя

Как приспособление для полета на грудине птиц развился костный киль. Это опора для костных летательных мышц. Некоторые современные птицы лишены киля, но одновременно они утратили способность летать. Все лишние тяжести в строении птиц, мешающие полету, природа постаралась устранить. Максимальный вес всех крупных летающих птиц достигает 15-16 кг. А у нелетающих, например страусов, он может превышать 150 кг. Кости птиц в процессе эволюции становились полыми и легкими. При этом они сохранили прочность.

Первые птицы имели зубы, но затем тяжелая зубная система полностью исчезла. У птиц появился роговой клюв. Вообще полет – несравненно более скоростной способ передвижения, чем бег или плавание в воде. Но затраты энергии примерно вдвое выше, чем при беге и в 50 раз выше чем при плавании. Поэтому птицы должны поглощать довольно много пищи.

Полет, может быть:

— Машущий

— Парящий

Парящий полет в совершенстве освоили хищные птицы. (Рис. 5). Они используют теплые потоки воздуха, поднимающиеся от нагретой земли.

Рис. 5. Белоголовый сип

5. Как осуществляется дыхание животных в водной среде

Рыбы и ракообразные дышат жабрами. Это специальные органы, которые извлекают из воды растворенный в ней кислород, необходимый для дыхания.

Лягушка, находясь под водой, дышит кожей. Освоившие воду млекопитающие дышат легкими, им необходимо периодически подниматься к поверхности воды для вдоха.

Подобным образом ведут себя и водные жуки, только у них, как и у других насекомых, не легкие, а особые дыхательные трубочки – трахеи.

Рис. 6. Форель

Одни организмы (форель) могут жить только в богатой кислородом воде. (Рис. 6). Сазан, карась, линь выдерживают недостаток кислорода. Зимой, когда многие водоемы скованы льдом, может наступить замор рыб, т. е. массовая гибель их от удушья. Чтобы кислород поступал в воду, во льду прорубают лунки. В водной среде меньше света, чем в наземно-воздушной. В океанах и морях на глубине 200 метров – царство сумерек, а еще ниже – вечная тьма. Соответственно, водные растения встречаются лишь там, где достаточно света. Глубже могут жить только животные. Глубоководные животные питаются падающими из верхних слоев мертвыми останками различных морских обитателей.

Особенность многих морских животных – это приспособление для плавания. У рыб, дельфинов и китов – это плавники. (Рис. 7), у тюленей и моржей – ласты. (Рис. 8). У бобров, выдр, водоплавающих птиц есть перепонки между пальцами. У жука плавунца есть плавательные ножки, похожие на весла.

Рис. 7. Дельфин

Рис. 8. Морж

Рис. 9. Почва

6. Водная среда обитания

В водной среде воды всегда достаточно. Температура здесь меняется меньше, чем температура воздуха, а вот кислорода зачастую не хватает.

7. Почвенная среда обитания

Почвенная среда — дом для множества бактерий и простейших. (Рис. 9). Здесь же располагаются грибницы грибов, корни растений. Заселили почву и самые разные животные: черви, насекомые, приспособленные к рытью звери, например, кроты. Обитатели почвы находят в ней необходимые для них условия: воздух, воду, пищу, минеральные соли. В почве меньше кислорода и больше углекислого газа, чем на свежем воздухе. А воды здесь бывает слишком много. Температура в почвенной среде более ровная, чем на поверхности. Свет в почву не проникает. Поэтому населяющие её животные обычно имеют очень маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручает их обоняние и осязание.

8. Образование почвы

Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс её образования. Твердые горные породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых для растений. Но все же неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под воздействием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Отмирая, они также дают перегной. Так постепенно почва превращается в среду для обитания. В почве селятся различные животные. Они повышают ее плодородие. Таким образом, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям и животным необходима почва. Поэтому в природе все взаимосвязано.

1 см почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см – за 5-6 тыс лет. Вот почему нельзя допускать разрушение и уничтожение почвы. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода, выдувает сильный ветер. Почва многого боится, например, ядохимикатов. Если их вносить больше нормы, они накапливаются в ней, загрязняя её. В результате гибнут черви, микробы, бактерии, без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносится слишком много удобрения или её слишком обильно поливают, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого. Чтобы защитить почву, на полях необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать на склонах, а зимой проводить снегозадержание.

9. Приспособление крота к жизни в почвенной среде

Рис. 10. Крот

Крот от рождения до смерти живет под землей, света белого не видит. Как землекоп, он не знает себе равных. (Рис. 10). Всё у него для рытья приспособлено наилучшим образом. Мех короткий и гладкий, чтобы не цепляться за землю. Глазки у крота крохотные, с маковое зернышко. Веки их плотно закрывают, когда это необходимо, а у некоторых кротов глаза и вовсе заросли кожей. Передние лапы у крота – настоящие лопаты. Кости на них плоские, а кисть вывернута так, чтобы удобней было рыть землю перед собой и отгребать её назад. За день он прорывает 20 новых ходов. Подземные лабиринты кротов могут простираться на огромные расстояния. Ходы у крота двух видов:

— Гнездовые, в которых он отдыхает.

— Кормовые, они располагаются недалеко от поверхности.

Чуткое обоняние подсказывает кроту, в каком направлении копать.

10. Приспособления животных к почвенной среде

Строение тела крота, цокора и слепыша говорит о том, что все они обитатели почвенной среды. Передние ноги у крота и цокора – главный инструмент для рытья. Они плоские, как лопаты, с очень большими когтями. А у слепыша ноги обычные. Он вгрызается в почву мощными передними зубами. Тело у всех этих зверьков овальное, компактное, для более удобного перемещения по подземным ходам.

11. Организменная среда обитания

Эту среду обитания освоили в основном паразитические черви, такие как аскариды, паразитирующие в тонком кишечнике человека. (Рис. 11). У паразитов нет недостатка в пище. Правда, их жизненное пространство ограничено организмом хозяина.

Рис. 11. Аскариды

12. Паразитические черви

Ленточные черви (ремнец, цепень) – высокоспециализированные паразиты, обитающие в кишечнике человека и животных. Тело свиного цепня в длину достигает 3 м. На головке у этого червя есть присоски и крючья для закрепления в организме хозяина. Среди круглых червей наиболее известными паразитами является человеческая аскарида и острицы. Длина самцов человеческой аскариды – 15–25 см, а самок – 20–40 см. Аскариды очень плодовиты: каждая самка откладывает до 200 тыс. яиц…

Список рекомендованной литературы

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – 240 с.: ил.

2. Бахчиева О.А., Ключникова Н.М., Пятунина С.К. и др. Природоведение 5. – М.: Учебная литература.

3. Еськов К.Ю. и др. Природоведение 5 / Под ред. Вахрушева А.А. – М.: Баласс.

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Энциклопедия Вокруг света (Источник).

2. Географический справочник (Источник).

3. Факты о материке Австралия (Источник).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Подготовила: учитель биологии Ткачук В.Н.

2017 год

Успешность обучающихся часто зависит от того, насколько методы, применяемые преподавателем при обучении соответствуют их способностям. Использование на уроках приемов с учетом способностей детей, приводит к развитию не только логического, но и образного мышления, позволяет вовлечь в активную познавательную деятельность учащихся с разными типами восприятия. Творчество — это деятельность, результатом которой является создание нового. Это предполагает наличие у учащихся способностей, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью. Слово «творчество» образовано от слова творить, а это означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном.

(слайд № 2)

Навязывать – НЕЛЬЗЯ!

Вызубрить – НЕВОЗМОЖНО!

Стараться запомнить всё — БЕЗУСПЕШНО!

Заинтересовать — ВОТ РЕШЕНИЕ!»

(слайд № 3 ) Творчество

–форма самовыражения каждого школьника, независимо от уровня обучаемости и его познавательных возможностей.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.

(слайд № 4, 5) Развитие творческих способностей учащихся включает в себя:

— формирование у учащихся знаний и умений, необходимых для вовлечения их в творческую учебную деятельность;

— развитие отдельных способностей, необходимых для творческой деятельности;

— вовлечение учащихся в учебную творческую деятельность, в которой происходит развитие всего комплекса творческих способностей.

(слайд № 6) Один из способов развития творческого мышления учащихся на уроках биологии – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера.

(слайд № 7) Задания творческого характера – это задания, предполагающие вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся.

Эффективность работы учителя подтверждается тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей ученика, формирует творческую личность и готовит ее к познавательной активной деятельности.

(слайд № 8) Творческие задания- учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.

Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.

(слайд № 9) Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

— не имеет однозначного и односложного ответа или решения

— является практическим и полезным для учащихся

— связано с жизнью учащихся

— вызывает интерес у учащихся

— максимально служит целям обучения

(слайд № 10) линии поведения учителя

— умение сформулировать учебно-познавательные проблемы;
• стимулировать к поиску новых знаний и нестандартных способов решения заданий и проблем;
• поддерживать ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям;
• создавать атмосферу творчества посредством моделирования ситуации успеха;
• стремиться к выполнению принципов гуманности и саморазвития.

(слайд № 11) Методы

Словесно-книжный метод .

Наглядный метод.

Практический метод

Метод проблемного изложения материала.

Исследовательский метод.

Наиболее популярной формой работы в исследовательском методе является проектная деятельность.

(слайд № 12) Формы уроков

Аукцион

Живая картина

Рекламный плакат

Урок «Путешествие в прошлое»

Урок — суд

Деловая игра

Семинарское занятие

Проектная деятельность

Проблемные уроки

Урок «Мозговая атака»

Научное общество учеников (НОУ).

(слайд № 13 ) Использование данных приемов работы открывает путь к повышению качества образования, т.к. потребности школьников в самосовершенствовании можно использовать для мотивации учения, которое будет осуществляться без принуждения.

Школьники на таких уроках более спокойны, уверенны, они имеют возможность свободно высказывать свое мнение, давать оценку ответам одноклассников.

Творческая работа способствует развитию личности: формируются жизненно важные компетентности: коммуникативная, рефлексивная, информационная, исследовательская, культурологическая и социальная.

Примеры творческих заданий

(слайд № 14) В мире интересного

Ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Пример1. Тема: «Вода и минеральные вещества». Введение в общую биологию. (9 класс) Учитель: Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И это был правдивый рассказ! Разве такое возможно? А вот и возможно. Посмотрите в окно. Разве мы с вами не ходим по воде? ( Дело происходит осенью, за окном дождь и лужи.) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств.

(слайд № 15 ) В мире интересного

Пример 2. Биология. (7 класс)

Тема: «Тип Членистоногие. Класс Насекомые».

Сколько цветков посещают пчёлы?

В среднем пчела посещает 12 цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительно слабая семья пчёл может отправить в поле до 10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день.

(слайд № 16 ) Биологические задачи, способные развивать познавательный интерес учащихся:

1. Задачи на выбор информации.

Выберите признаки характерные для земноводных.

2. Задачи на исправление ошибок.

Например: Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем

Лишь два крыла.

…Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот дышу…

(слайд № 17 ) Биологические задачи, способные развивать познавательный интерес учащихся:

1. Задачи на сравнение и сопоставление выводов

Сравните строение, функции, образ жизни лягушки и ящерицы

2. Задачи на установление взаимосвязей.

Установите взаимосвязи между процессами: питанием и фотосинтезом; строением и образом жизни и т.д.

3. Задачи на выявление приспособлений.

Какие приспособления имеются у растений, животных, конкретного вида к условиям окружающей среды и т.д.

4. Задачи на выявление противоречий.

Из биологической литературы выбирается информация о живой системе, несущая противоположные требования к ней.

Например, активность двух видов муравьев, питающихся одной пищей в разное время суток.

Задача: Объясните активность муравьев в разное время суток.

(слайд № 18 ) Открытые творческие задачи по биологии

Например:

а). Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь начинает фыркать?

(Лошадь имеет очень острое обоняние. Отфыркиваясь, она очищает свой нос и по запаху может быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожает).

б). С незапамятных времён люди заметили, что если опустить лягушку в сосуд с молоком, то оно дольше не киснет. Хозяйки так и делали: в летнюю жару в кринки с молоком опускали лягушек. Объяснение было простое: холодная лягушка охлаждает молоко. Но когда провели эксперимент и измерили температуру молока с лягушкой и без неё, то никаких различий не обнаружили. Почему же тогда молоко с лягушкой остаётся долго свежим и не киснет?

(Оказалось, что выделения лягушачьей кожи обладают уникальными бактерицидными свойствами)

(слайд № 19 ) Прием : » Практичность теории».

При использовании данного приема создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся.

Например:

Тема: «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды» (9 класс).

Леса называют «зелеными лёгкими» планеты. Ученые подсчитали, что при: нынешних темпах вырубки к 2001 году леса будут уничтожены на 40%, а через 100 лет будут вырублены полностью. Вырубка лесов влечет за собой исчезновение сотен тысяч животных и растений, изменение климата и многие другие бедствия. Но не рубить лес нельзя, он нужен для многих целей. Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?
(слайд № 20 ) Прием «Занимательность»

Например:

Биология 10 класс. Обобщающий урок по теме «Размножение организмов».

Однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель, ты, обладающий знаниями во многом раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными и ясными. Почему?»

Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил…

Что ответил философ?

(слайд № 21 ) Создание проблемной ситуации.

Например: Тема: «Форменные элементы крови» (8 класс).

Всем клеткам живого организма нужны питательные вещества и кислород. Кислород поступает через органы дыхания в кровь, а потом к каждой клетке. Потребность организма в кислороде не всегда одинакова. Когда человек сидит, он потребляет за 1 час 10-12 л кислорода, а во время усиленной работы-60-100 л. Известно,что в 5 л воды может раствориться 0,1 л кислорода. В нашем организме 5 крови. В состав кровяной плазмы входит 90% воды. Стало быть, в таком объеме крови может раствориться примерно 0,1 л кислорода. Налицо явное противоречие: минимальное потребление кислорода в 100 раз больше того, которое содержится в крови. Каким образом организм обеспечивается столь большим количеством кислорода?»

(слайд 22 ) Игра «Мое Царство»
Тема «Классификация. Царства живой природы. 5 класс»

Четыре ученика получают короны с названиями каждого из царств живой природы, и становятся в разные углы класса, чтобы их было хорошо видно. Остальные ученики получают карточки с изображением представителей различных царств (календарики, открытки и т.д), им необходимо определить к какому царству относится изображенный организм и подойти к однокласснику в соответствующей короне. Когда все ученики разойдутся по группам, учитель предлагает им проверить верность выбора.

А теперь, посмотрите на карточки друг друга в своем царстве и проверьте, не попался ли к вам кто-нибудь «чужой»? (Ученики оглядываются, проверяют друг друга). Если в процессе игры, кто-то из учеников ошибся с выбором своего Царства, то ребята сами должны пояснить, почему сделана ошибка.

(слайд № 23) Проектная деятельность

(слайд № 24 ) Вывод: Решение творческих задач обеспечивает активную работу класса, а радость собственных, пусть маленьких «открытий» резко повышает заинтересованность учащихся предметом.
(слайд № 25) (Спасибо за внимание)

Тренировочные задания по биологии Введение 5 класс с ответами. Работа состоит из 2 частей. Задания части А — 9 заданий, задания части В — 3 задания.

Задания части А

Выберите один правильный ответ из четырёх предло­женных.

А1. Биология — это наука, изучающая

1) космические тела
2) живые организмы
3) строение Земли
4) минералы

А2. Отношения организмов между собой и с окружающей средой изучает наука

1) генетика
2) цитология
3) зоология
4) экология

А3. Растения изучает наука

1) зоология
2) микробиология
3) ботаника
4) экология

А4. Сезонные периодические явления в жизни растений и животных изучает наука

1) фенология
2) вирусология
3) бактериология
4) физиология

A5. Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли, которая называется

1) биосферой
2) гидросферой
3) литосферой
4) стратосферой

А6. Метод исследования, который позволяет выявить влияние определённых контролируемых условий на изучаемый объект, называют

1) экспериментом
2) наблюдением
3) опытом
4) измерением

А7. Свойство организма реагировать на воздействие окружающей среды изменением своего состояния называется

1) обменом веществ
2) раздражимостью
3) развитием
4) саморегуляцией

А8. Наиболее сложные и разнообразные условия жизни по сравне­нию с другими средами характерны для

1) водной среды
2) наземно-воздушной среды
3) почвы
4) живого организма как среды

А9. Среди перечисленных экологических факторов нельзя отнести к группе абиотических

1) влажность
2) свет
3) конкуренцию за пищу
4) температуру

Задания части В

Выберите три правильных ответа из шести предло­женных.

В1. Экологические факторы делят на

1) абиотические
2) природные
3) биотические
4) антропогенные
5) климатические
6) сезонные

Установите соответствие между содержанием перво­го и второго столбцов.

В2. Распределите организмы в соответствии с характерной для них средой обитания.

Организмы

А) медведь
Б) щука
В) акула
Г) крот
Д) заяц
Е) ель
Ж) землеройка
3) дождевой червь
И) паразиты в кишечнике человека
К) простейшие в желудке коровы

Среды обитания

1) наземно-воздушная
2) водная
3) почва
4) другие организмы как среда

В3. Распределите организмы в соответствии с принадлежностью к царствам живой природы.

Организмы

А) азотобактерии
Б) берёза
В) лось
Г) дельфин
Д) паук
Е) одуванчик
Ж) опёнок
3) подберёзовик
И) сосна
К) цианобактерии

Царства

1) Бактерии
2) Грибы
3) Растения
4) Животные

Ответы на тренировочные задания по биологии Введение 5 класс
А1-2
А2-4
А3-3
А4-1
А5-1
А6-1
А7-2
А8-2
А9-3
В1. 135
В2. А1 Б2 В2 Г4 Д1 Е1 Ж3 З3 И4 К4
В3. А1 Б3 В4 Г4 Д4 Е3 Ж2 З2 И3 К1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *