Метод фербера

Метод Фербера

На форумах и в социальных сетях мы видим много вопросов от родителей, которые хотят научить ребенка спать по методике Фербера. Этот подход в обучении детей самостоятельному засыпанию всегда вызывает неоднозначные и противоречивые комментарии. Кто-то считает, что это отличный, очень эффективный и действительно работающий способ, а некоторые делятся негативным опытом и даже предостерегают других родителей от его применения.

Давайте разберемся, в чем же особенность данной методики, какие у неё есть плюсы и минусы и как относимся к ней мы, команда консультантов «Спи, Малыш»

Кто такой Фербер?

Способ работы с детским сном, предложенный американским ученым Ричардом Фербером, носит название «Метод Контролируемого Плача». Эта методика была впервые предложена Амосом Ролидером и Роном Ван-Хоутеном как более подходящая родителям альтернатива «cry it out» или «проплакаться до засыпания». Подход к обучению сну был немного изменен и популяризирован Ричардом Фербером в его книге для родителей, изданной в 1985 г.

Исследования эффективности методики

Результаты исследований эффективности Метода Контролируемого Плача показывают положительный эффект после применения.

Различные варианты методики оценивались в 14 исследованиях, суммарно на 748 детях. Все работы продемонстрировали снижение проблем при укладывании ребенка спать и/или частоты ночных пробуждений.

Подобная статистика несомненно может воодушевлять родителей на работу по улучшению сна по методике Фербера.

Описание методики

Методика Фербера основана на поведенческой психологии и заключается в том, что родители кладут ребенка в кроватку и дают ему плакать и успокаиваться в течение определенных интервалов времени. Родители подходят к малышу через определенный интервал времени, находятся рядом с кроваткой малыша не более 1-2-х минут и снова уходят. С каждой ночью интервалы времени, через которые родители заходят к малышу, увеличиваются — так ребенок учится самоуспокоению.

Дети достаточно быстро улавливают ассоциативную взаимосвязь – отсутствие реакции родителя на крик и отказываются от плача, в силу того, что он не приводит к желаемым последствиям -родитель не подходит. Ребенок перестает плакать, засыпает быстрее и спит без пробуждений.

Схема применения методики

Первая ночь. Время укладывания на ночной сон увеличивается на полчаса-час, при этом время последующего утреннего пробуждения остается тем же. После ритуала, нужно положить ребенка в кроватку и выйти из комнаты на 3 минуты, в независимости от того, плачет он или нет.

Если после этого времени он все еще плачет, нужно подойти, но не брать малыша из кроватки на руки. После этого нужно выйти и побыть вне комнаты уже 5 мин. Далее снова войти и снова выйти. В следующий раз интервал увеличится до 10 минут, в независимости от того, плачет ли ребенок в кроватке или нет.

Продолжать обучать малыша спать нужно по этой же схеме, с 10 минутными интервалами, пока он не уснет. Когда ребенок просыпается ночью, нужно не помогать ему успокоиться сразу, а подождать 5-10 минут.

Вторая ночь. Схема повторяется, но интервалы времени, через которые родители заходят к малышу увеличиваются по схеме:

  • 5 минут для первой проверки
  • 10 минут для второй проверки
  • 12 минут – для всех последующих заходов до засыпания.

Третья и последующие ночи. Схема: 10 минут – для первой проверки, 15 минут – для второй, 20 минут – для последующих, даже если ребенок не спит все это время.

Методика Фербера может применяться к здоровым детям старше 4-х месяцев. При условии, что ребенок не обладает повышенной возбудимостью и не переживает скачок роста.

Плюсы и минусы в методики Фербера

Несмотря на то, что противников, выступающих против Метода Контролируемого Плача достаточно, у него есть объективный плюс: такой подход демонстрирует быстроту и высокую эффективность — на 2-5 день уже можно заметить выраженный эффект, ребенок засыпает быстрее в своей кроватке.

В некоторых случаях именно эта методика может быть показана как самый эффективный способ научить малыша засыпать. Например, если мама совсем не спит, находится на грани нервного срыва и даже боится навредить малышу. Или когда кто-то из родителей является негативной ассоциацией на засыпания ребенка. Или мама совсем не выдерживает работы по медленной методике. При условии, что все близкие согласны на применение методики, можно рекомендовать ее применение.

Но очевидных минусов этого подхода гораздо больше:

  • Ребенок много плачет и может накопить усталость из-за затяжных укладываний
  • Методика категорически не подходит легковозбудимым детям.
  • Чтобы последовательно применить методику родителям и научить ребенка спать необходимо много терпения и воли, что тяжело в условиях общего переутомления.
  • Много вопросов вызывает методика в отношении привязанности и ее нарушения.

При обучении сну по методике, предложенной Фербером, родители выходят из комнаты, оставляя малыша плакать одного. Для малыша, особенно в возрасте до 12 месяцев, плач – это единственный способ заявить о своей потребности. Ребенок может выражать плачем потребность в тепле, в ласке, в безопасности. Малышу может быть одиноко, страшно, неуютно.

Игнорируя эти потребности, родители невольно транслируют ребенку посыл «твои потребности не интересны, не нужны миру. Будь удобным, тогда мир заметит и одобрит тебя». Этот посыл, конечно, негативно отражается на формировании базового доверия к миру и может выражаться в последствии двумя полярностями: либо чрезмерной привязкой малыша к матери и его несамостоятельности во многих вопросах, как компенсации «самостоятельности», приобретенной в более раннем возрасте. Так и высокой самодостаточностью, но наряду с этим и высокой тревожностью и повышенной эмоциональной ригидностью – отстраненностью, холодностью.

Методика Фербера или методика Ким Вест?

Команда Спи, Малыш представляет мягкую методику Ким Вест в России — Метод Медленного Отдаления. Методика Ким Вест с успехом применяется во всем мире уже 20 лет и доказала свою безопасность и эффективность.

Обойтись без единой слезинки в процессе обучения невозможно – и даже в самом мягком способе обучения слезы ребенка возможны. Главное отличие методик в том, что по Ким Вест плач не является реакцией, которую надо оставлять без внимания, игнорировать. Родители, обучающие ребенка спать самостоятельно по технике Медленного Отдаления помогают малышу и не оставляют его плакать в одиночестве.

Какие же основные отличия методик?

ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ.

По технике Ким Вест родители помогают ребенку, если видят, что он не может справиться сам, уменьшая свою помощь последовательно, постепенно, раз в несколько дней, дожидаясь, пока малыш привыкнет к уменьшению объема помощи. Подход Фербера же подразумевает самостоятельное успокоение малыша с первого дня обучения.

РЕБЕНОК В КОМНАТЕ.

По Ким Вест родители не оставляют малыша одного в комнате, пока он не будет к этому готов. Выход из комнаты происходит по прошествии нескольких дней обучения, когда ребенок уже привык к постепенному сокращению помощи и не плачет. По Ферберу родитель выходит из комнаты с первого дня обучения, несмотря на плач.

СКОРОСТЬ ПЕРЕМЕН.

Скорость перемен по методике Ким Вест индивидуальная и плавная. В методике Фербера есть достаточно жесткая универсальная схема, подразумевающая увеличение интервалов выхода из комнаты с первого дня применения.

МЕСТО СНА.

Обучение засыпанию по методике Ким Вест возможно и при совместном сне, и в детской кроватке. При использовании метода Фербера ребенок обучается засыпанию без помощи родителей только в кроватке.

Какой же метод выбрать?

У каждого родителя, у каждой семьи есть гласная или негласная «философия родительства». Прежде, чем приступать к обучению по любому способу, родителям важно обсудить взгляды друг друга и прийти к общему видению, чтобы быть последовательными и уверенными, реализуя обучение на практике.

При выборе той или иной методики одно из главных условий, являющимся фундаментом обучения, становится настрой родителей на этот формат обучения. Если методика подходит по своей философии и маме и папе, у них нет разногласий, оба они настроены решительно – это гораздо более здоровая ситуация для всей семьи, нежели спорящие и тем более ссорящиеся родители. В случае разногласий может не только снижаться или вовсе не достигаться эффект от обучения, но и в целом ухудшаться внутрисемейная атмосфера, что в свою очередь, также негативно влияет и на качество сна всех членов семьи.

Обучение малыша засыпать и спать самостоятельно имеет прямую связь с развитием самостоятельности на протяжении дня. Если малыш очень привязан к маме днем, обучение сну, где мама резко оставляет его одного будет достаточно травматичным для него.

Умение засыпать и спать самостоятельно – это навык, а ребенку требуется время, чтобы этот навык освоить. Задача родителей помочь своему малышу научиться засыпать самостоятельно, проведя соответствующую подготовку: наладив условия сна, сформировав режим сна и бодрствования, организовав вереницу ритуалов перед сном. При отсутствии подготовки, резкое обучение сну может вести за собой переутомление, недосып, и, как следствие плохое самочувствие в течение дня и ослабление иммунитета малыша.

При выборе любой из методик очень важна последовательность действий, чтобы ребенок учился и привыкал к определенной схеме. Важно не нарушать ее, «не выдержав плача» — это только усугубит и эмоциональное состояние малыша и переживания родителей, а также снизит эффективность работы со сном.

Родителям важно определиться сразу, что и в каком подходе обучения приемлемо для них, а что нет, и, исходя из этого, начинать подготовку к работе со сном и приступать к ее реализации. При положительном настрое и уверенности родителей, они смогут прийти к договоренности и выбрать оптимальную для их семьи стратегию обучения малыша сну.

Как научить ребенка самостоятельно засыпать и спать по методу Фербера?

Если маленький ребенок ночью и днем плохо спит и требует родительского присутствия, от этого страдает и он, и вся семья. Очень многим молодым родителям не надо рассказывать, что это такое. На помощь может прийти известный метод Фербера. Как научить ребенка спать одного?

Метод Фербера: не для слабонервных, но эффективный?

Одним из самых известных способов обучить детей засыпать и спать самостоятельно является метод Фербера. Он помогает малышам учиться отбывать в объятия Морфея без родительского успокаивания и даже их присутствия. Этот подход требует от взрослых класть своих чад в кроватку и оставлять их одних в течение строго определенных интервалов времени, игнорируя их крики и протесты. Что происходит в итоге? Дети потихоньку начинают принимать то обстоятельство, что никто не приходит им на помощь, и в конце концов становятся более спокойными.

Фербер предложил метод засыпания, который нужен далеко не всем малюткам. Он нацелен на детей, которые приучились зависеть от родителей в таком вроде бы простом деле, как отход ко сну. Когда малышей лишают маминого и папиного «успокоительного», они плачут, устраивают настоящие истерики для того, чтобы оттянуть время сна. Эти дети могут быть очень беспокойными, поскольку пробуждаются и посреди ночи. Зависимость от присутствия родителей и их ласк становится плохой привычкой, которую зачастую подкрепляют (возможно, не желая того) сами мамы и папы, которые идут на уступки своим чадам в течение всей ночи. Чем это оборачиваются, взрослые прекрасно знают: бессонными ночами и сорванными нервами. Метод доктора Фербера предлагает переломить подобную зависимость друг от друга, что должно пойти на пользу всем.

Так как уложить ребенка спать по методу Фербера означает, что младенцам в процессе обучения придется вдоволь наплакаться (и не раз), техника очень спорная. С тех пор как этот американский ученый явил ее общественности, она в лице и простых обывателей, и специалистов, разделилась на два противоборствующих лагеря. Поэтому если вы, желая определиться, забьете в поисковик «метод фербера мнение, отзывы психологов» и проанализируете полученные результаты, то вряд ли в вашем представлении все станет на свои места, потому что единой позиции вы не увидите. Отзывы родителей о методе Фербера могут быть восторженными (и наоборот), но это не значит, что их успехи (или неудачи) будут повторены в других семьях. Ведь все малютки разные, и очень сложно уловить тонкую грань, отделяющую злоупотребление родительским вниманием от сильнейших негативных эмоций, которые наполняют крохотную душу ребенка, который боится оставаться наедине с этим миром.

Как бы там ни было, на данный момент нет окончательных и четких исследований, которые бы оценили метод Фербера с точки зрения долгосрочных последствий. Например, неясно, может ли такое обучение самостоятельному сну негативно повлиять на настрой ребенка, его поведение, личность, аспекты ее развития. Также непонятно, как влияет эта техника на стрессовые реакции маленького человечка. И поэтому родители должны сами решить для себя, приемлем ли такой способ приучения спать для их отпрыска, считают ли они его правильным и рациональным. Потому что им придется быть последовательными и хладнокровными.

Важные правила и нюансы

Прежде чем пытаться применять метод американского ученого, нужно усвоить несколько ключевых моментов.

Засыпание по методу Фербера не подходит для детей младше 6 месяцев.

У них совсем крошечные желудки, и поэтому их нужно кормить всю ночь (возможно, через каждые 2 часа). Кроме того, у новорожденных еще не выработалась схема «сон – бодрствование», и для ее выстраивания нужно, по меньшей мере, 6 месяцев.

Метод Фербера не должна применяться в отношении детей:

  • которые боятся оставаться в одиночестве;
  • которые реагируют рвотой на испуг и прочие негативные факторы;
  • у которых есть проблемы со сном из-за кошмаров, ночного хождения;
  • с особенностями развития (с точки зрения медицины);
  • у которых замечены проблемы с дыханием (храп или апноэ).

В этих случаях обязательно должна быть получена консультация педиатра.

Как научить ребенка спать по методу Фербера: схема подходов

Если методика кажется вам вполне адекватной и приемлемой для вашего чада, вот график, который может использоваться для этих целей.

Каждую ночь

Первый шаг к тому, чтобы сын или дочь засыпали сами, — это создание среды, которая способствует расслаблению, релаксации. По мере приближения ко сну включают тусклый свет, избегают стимулирующих занятий (например, игр), не дают стимуляторов, таких как сахар, кофеин, и трудно усваиваемых и перевариваемых продуктов (это касается, конечно, деток постарше).

Первая ночь


Когда придет время спать, положите малыша (пока он еще не спит) и побудьте в течение 3 минут где-то поодаль, даже если малыш плачет. Если он все еще плачет спустя это время, войдите, чтобы быстро проверить его, но не поднимайте и не берите его на руки.

После проверки снова выйдите и побудьте вне комнаты в течение 5 минут. Если ребенок плачет и после 5 минут пребывания в одиночестве, еще раз быстро его проверьте, не поднимая с кровати, и затем задержитесь в другой комнате на 10 минут.

Продолжайте проверку через 10-минутные интервалы до тех пор, пока подопечный не заснет.

Если ребенок просыпается позже – ночью — и начинает плакать, подождите 5-10 минут, прежде чем отправляться ему «на помощь».

Вторая ночь

Повторите весь тот же цикл, что и для первой ночи, но используйте паузу:

  • в 5 минут для 1 проверки;
  • в 10 — для 2 проверки;
  • в 12 — для последующих проверок.

Третья ночь и последующие

Предусмотрены все те же самые действия, но с еще большим увеличением интервалов:

  • до 10 минут для 1 проверки,
  • 15 – для второй;
  • 20 — для последующих проверок.

По отзывам большинства родителей, метод засыпания по Ферберу дает хороший результат в течение от 2 до 5 дней. В целом же обучение может продолжаться до 4 недель.

Нужно иметь в виду, что первый вечер часто становится самым трудным, поскольку некоторые младенцы и дети постарше могут плакать в течение нескольких часов за ночь. Тем не менее, для родителей очень важно быть последовательными и использовать технику каждую ночь, не поддаваться на крик, плач и истерику ребенка, беря его на руки.

Если малыша вырвет раз или два, нужно навести порядок в кроватке и затем продолжить приучать спать самостоятельно. Но если рвота повторяется больше чем два раза, нужно прекратить использование ферберовского метода и проконсультироваться с педиатром, чтобы убедиться, что к нарушениям сна не приводят какие-то другие, более опасные, причины.

Плюсы методики Фербера

Оставляя в одиночестве ребенка или младенца и вынуждая его плакать, мы, безусловно, вмешиваемся в сферу некоторых самых глубоких наших инстинктов. Тем не менее, сторонники этого способа приучения детей засыпать и спать самостоятельно, обнаружили несколько преимуществ его использования.

  • Дети, которые полностью прошли «курс», меньше истерят перед сном получают возможность хорошо спать по течение всей ночи.
  • В результате того, что малыши спят по ночам больше и полноценно, улучшается их поведение днем, они более энергичны и полны сил.
  • Родители реже просыпаются ночью, поэтому понижается их уровень стресса и настроение улучшается. Такие положительные результаты на самом деле очень важны для взрослых, поскольку лишенные нормального сна мамы и папы, дедушки и бабушки больше подвержены депрессии, чаще ссорятся и испытывают негативные чувства по отношению к своим детям.

Таким образом, за счет понижения градуса нервозности и агрессии ребенка перед укладыванием спать использование метода Фербера дает возможность извлечь пользу для всей семьи. Но сначала эта самая семья должна решить, может ли и имеет ли она основания платить такую цену за свое спокойствие.

Спустя примерно год после рождения сына наступил момент, когда я была настолько измучена совместным сном, постоянным недосыпом и фактическим отсутствием личного времени из-за частых пробуждений ребенка, что поняла: надо что-то менять. Наша семья нашла решение в стратегии, известной в разных источниках как метод Фербера, метод Эстивиля или «тренировка самостоятельного засыпания» (sleep training).

Хочешь быть родителем — надо страдать

Долгое время единственным способом укачать моего сына на ночь служило кормление грудью. Поскольку этот вариант казался самым простым, я не спешила сворачивать ГВ и вообще не представляла, как иначе мой ребенок может заснуть. После укачивания начинался «цирк с конями», хотя в то время я считала (заблуждаясь), что примерно то же самое происходит и в других семьях.

Малыш засыпал, я переносила его в кроватку. Мы с мужем спешно ловили долгожданные глотки свободы и садились смотреть кино. Через полчаса наш сын обнаруживал мамино отсутствие и просыпался. Я снова укачивала его у груди. За два часа перед нашим отходом ко сну церемония могла повториться 2–3 раза. Часто грудь не помогала, тогда мы укладывали малыша в коляску и возили по саду до победного конца (мы живем в теплой стране, в одноэтажном доме).

Победный конец мог наступить сразу, но нередко приходилось нарезать круги по двору минут сорок. После следующего пробуждения я клала сына к себе (отселив мужа в соседнюю комнату). Поскольку из-за кормления во сне мне приходилось спать практически все время на боку и часто просыпаться, вставала я вся разбитая с болью в шее и спине. Бывало, что в 4–5 утра один из нас снова отправлялся с коляской в сад. Тогда я считала все это совершенно нормальным…

Однажды это ночное гулянье заметила наша соседка Эмма, мама двоих детей, и посоветовала попробовать метод Эстивиля. Суть его в следующем: родители кладут ребенка вечером одного в кроватку, затем удаляются, игнорируя протесты, и подходят к малышу через короткие, возрастающие промежутки времени, пока он не заснет.

Важное условие — перестать использовать «помощники засыпания» (грудь, бутылочку, колыбельные, укачивание на руках/в коляске и т. д). Через несколько дней ребенок приобретает новый навык, понимая, что может засыпать самостоятельно. Он уже не протестует при укладывании, а самое главное — спит спокойно всю ночь!

В свое время Эмма тоже каждую ночь устраивала забег с коляской, пока не наткнулась на книгу Эстивиля «Спите спокойно» («Duermete niño», 1996 г.). Эдуардо Эстивиль — испанский врач, исследователь патологий детского сна, руководитель «Клиники сна Эстивиля» в Барселоне.

В своей работе он изложил метод, популяризованный за 10 лет до него Ричардом Фербером — директором «Центра по изучению расстройств детского сна» Детской больницы г.Бостона (США). Поэтому во многих странах данную технику называют «метод Фербера».

Скажу больше: Фербер не изобретал велосипед, а только описал в своей книге «Решение проблем детского сна» («Solve Your Child’s Sleep Problems») методику, предложенную ранее его коллегами-психологами. Методика называлась graduated extinction – «постепенное искоренение» (проблемы со сном); она стала альтернативой более радикального метода, при котором ребенка оставляли в кровати и не подходили к нему, пока он заснет.

Доктор Эстивиль (который, кстати, был учеником Фербера) пишет на своем сайте так: «Мы — ученые и лишь рассказываем людям о научных открытиях. Наши книги — это не выражение нашего личного мнения; мы ничего не выдумываем, не выдвигаем новых теорий и догм. Мы просто передаем научные знания многочисленным родителям, столкнувшимся с проблемами сна у детей».

Честно скажу: поначалу мне, как и многим мамам, метод Фербера показался слишком жестоким. Более того, я не верила в то, что через неделю-две, как обещалось, мой сын станет засыпать без груди и коляски, а уж «спит всю ночь» было совсем из области фантастики. Поэтому «мучить» ребенка не хотелось. Но к тому моменту я сама была уже настолько измучена, что решила попробовать — и теперь совершенно не жалею.

Решающей оказалась поддержка мужа, который с энтузиазмом воспринял перспективу спокойного сна и был твердо настроен не сдаваться — а это в данной методике чуть ли не главное условие успеха.

Почему дети часто просыпаются?

Итак, на чем же основан метод Фербера/Эстивиля? Прежде всего важно уяснить, почему ребенок «не хочет» засыпать самостоятельно, а уснув, часто пробуждается. Все мы — и взрослые, и дети — просыпаемся ночью на несколько секунд. Закрываем глаза и спим дальше, но утром не помним об этом. У детей число таких пробуждений может достигать 5–8 раз за ночь. Почему же малыш, проснувшись, начинает плакать?

Для детей важную роль играют внешние элементы засыпания. Но ошибка родителей в том, что мы используем атрибуты, требующие нашего участия, — кормление, укачивание, пение колыбельных, укладывание в родительской кровати и т. п. Допустим, заснул малыш на груди. Когда он естественным образом просыпается через пару часов, то не может сам заснуть, так как привык делать это только у маминой груди. Ребенок требует повторения знакомого ему ритуала, поскольку пока еще «не знает», что может засыпать сам.

Эстивиль описывает эту ситуацию так: представьте, что вы заснули у себя в кровати, а проснулись на диване в гостиной или в ванной на кафельном полу (например, как в моем случае, ребенок засыпал на руках в зале, а потом его переносили в кроватку в спальню). Конечно, вы удивитесь, проснетесь и встанете, чтобы понять, что случилось, почему вы здесь? То же самое происходит и с малышом. Итак, задача родителей — научить ребенка засыпать самостоятельно, выработать новую привычку и заменить старые атрибуты новыми, не требующими участия мамы и папы.

Метод Фербера от А до Я

Для успешного достижения цели в применении метода Фербера/Эстивиля важно соблюдение следующих условий:

  1. Ваш ребенок здоров и достиг возраста шести месяцев.
  2. В течение ближайших недель вы не собираетесь в поездку, не планируете визит к бабушке с ночевкой и другие серьезные изменения детского режима. Пока малыш не выработает новую привычку, он должен спать дома в своей кроватке.
  3. К началу применения метода у ребенка уже должен установиться определенный режим и время отхода ко сну. Когда вы укладываете малыша, он непременно должен быть уставшим, настроенным на сон.
  4. Очень важным является согласие обоих родителей, их уверенность и готовность идти до конца. Например, у моих подруг мужья не выдерживали детского плача и через пару минут вынимали ребенка из кроватки. Понятно, что в такой ситуации не стоит и начинать.

Что же нужно делать, если вы все-таки решились?

  1. Составьте четкий план временных интервалов, через которые вы будете подходить к малышу, чтобы успокоить его. Многие авторы советуют начинать с 3 минут и не оставлять ребенка одного более 10 минут. Мой план был примерно таким:

На третий день мой сын успокаивался уже на втором интервале, так что до 8–10 минут у нас дело не дошло. Если указанные промежутки кажутся вам мучительно долгими, вы можете их сократить: например, начать с интервала в 1 минуту и довести до 5–7. Главное, не отклоняться от выбранного плана, поскольку, если вы будете не уверены в своих действиях, то малыш это почувствует, и успех предприятия окажется под угрозой.

  1. Вечером уделяйте малышу максимум внимания. Наверняка у вас уже сложился ритуал отхода ко сну (например, ужин > чтение книг > спокойные игры > купание >сон), а если нет — самое время его ввести.
  2. Откажитесь от всех «помощников засыпания»: пения колыбельных, укачивания (на руках, в коляске, в кроватке), езды на машине, еды и питья (сюда же относится кормление грудью для усыпления), укладывания в родительской кровати. Последнее кормление должно случиться не позднее, чем за полчаса до сна. Тем не менее, новым помощником может стать мягкая игрушка — она облегчит переход к самостоятельному засыпанию.
  3. Перед сном поцелуйте малыша и пожелайте ему спокойной ночи. Лучше всего выбрать фразу, которую затем вы сможете повторять каждый день (например: «Спокойной ночи, малыш, отдыхай, набирайся сил» или «Пришло время отдохнуть»). Затем – тадам! – выходите из комнаты. Будьте готовы к тому, что первые два дня вам будет ОЧЕНЬ тяжело. Потому что ребенок будет ГРОМКО возмущаться. А точнее, «вопить как резаный».

Да, это мучительно – сидеть в соседней комнате: хочется сразу бежать успокаивать котенка. Поэтому засекайте запланированный интервал на часах, ведь в таких условиях время тянется невероятно долго. Крепитесь: в это трудно поверить, но большинство детей уже через неделю засыпает самостоятельно без слез.

Чем старше ребенок, тем период привыкания дольше, но редко длится более двух недель. У нас так и произошло. Через две недели случилось настоящее чудо: я положила малыша в кроватку, и он не проронил ни звука! Стоит сказать, что вторая неделя была несравнимо легче первой: сын плакал скорее «для приличия» и засыпал уже на первом интервале.

  1. Через 1–3 минуты (я начинала с 3) зайдите в комнату и постарайтесь успокоить малыша. Ваше пребывание в комнате не должно превышать двух минут. Брать на руки, давать бутылочку и вынимать из кроватки нельзя, то есть вы можете только поговорить с ребенком («Пора спать, малыш, уже ночь, все детки спят») и слегка погладить его. Разговаривать нужно ласковым, но твердым голосом, так как раздражение или волнение выдадут вашу неуверенность, и это может отрицательно сказаться на успехе метода. Через две минуты выходите, даже если ребенок еще плачет.
  2. Далее следуйте установленному плану и подходите к малышу через запланированные промежутки времени. Повторяйте описанные выше действия, пока ребенок не уснет.
  3. Если малыш не плачет, а только хнычет — лучше не подходить и не будоражить его, он успокоится сам.
  4. Если метод кажется вам слишком суровым и вы не хотите оставлять малыша одного, вы можете разговаривать с ним через приоткрытую дверь или даже остаться в комнате. Однако важно подходить к ребенку только через установленные интервалы. В этом случае вам потребуется больше времени и выдержки. Если малыш будет продолжать плакать, стоит подумать о том, чтобы все же выйти из детской.
  5. Очень важно будить ребенка утром в обычное время (несмотря на то, что ему захочется поспать подольше после ночных баталий). Иначе к вечеру малыш не устанет и, конечно, не пожелает засыпать самостоятельно.
  6. Самое удивительное — видеть, как после применения метода Фербера ваш ребенок начинает спать всю ночь. Однако первое время все же возможны 1–2 пробуждения. Наш сын периодически просыпался в 5–6 утра. Я попробовала выходить, но поняла, что это не работает: к утру малыш уже высыпался, и ему было трудно заснуть самому. Так что я просто стала брать его к себе. Спустя короткий срок сын перестал просыпаться ночью.

Где-то через полтора месяца мы поехали к маме в Россию, и сын снова стал протестовать (недаром в ближайшие недели не рекомендуются поездки с ночевкой). Однако на этот раз мне потребовалось дня три-четыре, прежде чем он привык к новой кроватке и стал засыпать спокойно.

Немного исследований:

1. Было выявлено, что 20–30% детей дошкольного возраста имеют проблемы со сном. Ученые пришли к выводу, что нарушения сна в младенчестве могут впоследствии стать хроническими и давать отрицательный эффект на развитие ребенка (обучаемость, память, организованность), регуляцию настроения, внимательность и поведение в целом (например, могут вызывать агрессию и гиперактивность). Также проблемы со сном могут вести к иммунным расстройствам и нарушениям обмена веществ*.

  1. Формирование способности к регуляции и консолидации сна (способность спать длительное время) у детей связана прежде всего с созреванием нейронных и циркадных механизмов (настройка наших биологических часов в соответствии со сменой дня и ночи), однако эта способность также обусловлена внешними обстоятельствами. Поэтому проблемы со сном — это в некотором роде отсутствие приобретенного навыка, что можно скорректировать различными поведенческими стратегиями (к которым относится и метод Фербера)*.
  2. Отрицательного побочного эффекта от использования метода Фербера выявлено не было. Однако влияние метода на поведение и психологию человека в долгосрочной перспективе никто не изучал. Возможно, потому, что, как выразился один американский психолог (противник метода), «спустя годы чрезвычайно трудно определить, что именно вызвало у человека ту или иную психологическую проблему»*.
  3. Доказано, что у 82% детей «поведенческие стратегии» (behavioral interventions) устраняют или минимизируют проблемы со сном*.

*На основе статьи «Behavioral Treatment of Bedtime Problems and Night Wakings in Infants and Young Children», опубликованной в журнале «Sleep» №10, 2006.

В заключение хотелось бы сказать, что способ решения проблемы беспокойного сна у ребенка — личное дело каждой мамы. На любое упоминание метода Фербера в рунете, как правило, приходит шквал осуждающих комментариев со стороны поклонников Сирзов и естественного родительства.

Однако мне спокойный сон всей семьи, без необходимости подниматься каждый час для усыпления ребенка, и малыш, засыпающий в своей кровати без капризов, теперь кажутся не менее естественными, чем слинг и кормление грудью. Спокойных вам ночей!

100 простых способов уложить ребенка спать, Светлана Бернард — отзыв

Как порой правда мешается с вымыслом и нет возможности отделить одно от другого, так и в этой книге разумные и добрые советы перемежают варварские понятия и методы. Оправдывать жестокость любовью — беспроигрышный вариант. Не зря говорят — дорога в ад вымощена благими намерениями.

Впечатлившись книгой «Каждый ребенок может научиться спать» Каст-Цан и Моргентрот, Светлана Бернард решила пересказать их детище своими словами, дополнив жизненным опытом. Только вот «учить спать» на мой взгляд невозможно, дети это отлично умеют с рождения. Речь о дрессировке детей, чтобы заставить их жить так как нам удобно, спать в неестественных для них условиях. Что ж, можно и зайца научить курить. Постараюсь объяснить, что мне в книге понравилось, а что вызвало резкое негативное восприятие.

Негативные моменты:

1. Отношение к грудному вскармливанию

Вслед за советской системой автор воспевает кормление по режиму, который следует вводить в 1,5-2 месяца! При этом паузы между кормлениями должны составлять 3-4 часа.

Современный взгляд: кормить по требованию, и даже педиатры говорят что промежуток должен составлять около 2 часов в первые месяцы жизни. Что считает автор видно из следующих цитат:

приходилось кормить ее каждые 2 часа, так что половина дня уходила на одни кормления…В 5 месяцев, когда Анечка перешла на молочные смеси и овощные пюре, проблема исчезла

5 месяцев — довольно скромный срок для грудного вскармливания.

Дальше. Известно, что ночные кормления необходимы для поддержания лактации, так как выработка гормона пролактина, который стимулирует выделение молока, значительно выше, чем днем. А получаем такой совет:

В возрасте от полугода до года малыш уже вполне в состоянии отучиться от ночных кормлений…и, если его приучить, может спокойно проспать ночью 10 часов»

Будучи кормящей мамой я с тоской провожала взглядом тонны клубники, исчезающие в утробах моих не-кормящих домашних. И следующая фраза ударила по больному:

Выпейте чашечку кофе, скушайте шоколада — и с новыми силами к малютке

Прямо издевательство над теми кто кормит грудью. Какой кофе, какой шоколад??

Достигший 2-х месячного возраста малыш должен учиться все дольше спать после сытного вечернего кормления

Вопрос: каким магическим образом я должна сделать вечернее кормление грудью более сытным, чем остальные??

2. Отношение к детям (допущение «злого умысла» у младенцев!)

Светлана действительно считает, что некоторые дети из вредности не дают родителям спать по ночам? Или что они манипулируют взрослыми, плача без повода?

Малыш уже заметил, что стоит немного поплакать, и он получит все, что захочет!

Напомню, речь идет о младенцах, он сказать даже не может чего именно хочет! Кроме того, немного — это сколько? По мне, дети плачут если их что-то беспокоит.

Иногда дети не хотят ложиться спать просто потому, что мы избаловали их

3. Метод Фербера

Основная мысль всей книги: ребенок должен научиться самостоятельно засыпать в своей кроватке

Научиться этому может каждый здоровый ребенок, причем всего за несколько дней

Это тонкий намёк: если ваш ребенок за несколько дней не научился, он явно болен…Или вы дураки.

Автор книги допускает применение метода Фербера, который мне кажется бессмысленным и жестоким. Самого Фербера она все время называет доктором, профессором и т.п. чтобы мы,видно, не усомнились в его авторитете.

Суть заключается в следующем: вы кладете ребенка в кровать и ждете пока он уснет. Если ребенок плачет, ждете 3 минуты, из кровати не вынимать! Постепенно время увеличивается до 10 минут.. Впрочем автор книги «100 простых способов уложить ребенка спать» милосерднее — она рекомендует начинать с 1 минуты, потому что многие родители просто не в состоянии слушать плач своего ребенка дольше!

Заходите к ребенку только если он действительно плачет. Хныкающий малыш часто успокаивается самостоятельно

При этом если малыш плачет до рвоты, то и это, по мнению автора, не препятствие для применения метода Фербера:

смените постельное белье и следуйте плану дальше….ребенок быстро поймет, что рвота не влияет на ваше решение

Я не считаю, что цель оправдывает средства, что ребенка надо «приучить спать» любой ценой. Вам не придет в голову бить ребенка током когда он лезет куда не следует? а что, действенно, и это ради его же безопасности..Так и метод Фербера жесток, нет никакой разницы

Полезные советы, содержащиеся в книге:

1. Чтобы малыш был спокойным — будьте спокойными сами

Причем на качество детского сна влияет даже протекание беременности. Важна также атмосфера в доме, отношения в семье

2.Подсчитать, сколько ребенок спит в общей сложности

Многие родители сильно переоценивают потребность ребенка во сне

3. Создать оптимальные условия в спальне

Самое важное — температура. Воздух в спальне должен быть свежим, а ребенку — тепло и уютно, но ни в коем случае не жарко

4. Чтобы заснуть, ребенок должен хотеть спать

Прогулки на свежем воздухе — каждый день. Много общаться и разговаривать в течение дня, набираться впечатлений. А попросту — малыш должен быть в меру уставшим

5. Гипотетическое допущение совместного сна

Если ребенок спит в родительской постели крепко и спокойно, и вам тоже удается выспаться рядом с ним, если сложившейся ситуацией все довольны, то, конечно, нет никакого смысла ее менять

Мне показалось, что интонация этой фразы говорит о том, что автор считает невозможным, чтобы в такой ситуации все были довольны..

6. Приложение со сказками

Кроме самих сказок — важность их рассказывания, важность колыбельных, телесного контакта (массаж перед сном)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *