Музыка в гранатовом браслете

Музыка в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»

К рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет», одному из самых проникновенных и пронзительных произведений русской классической литературы, эпиграфом являются следующие слова L. van Beethoven. 2 Son. (ор. 2, N 2). Largo Appassionatu. Это прощальное послание главного героя к своей любимой. Без этой музыки картина произведения была бы неполной. Предлагаю послушать её и познакомиться со статьёй Михаила Евгеньевича Пылаева, доцента кафедры МГД ПКИПКРО, кандидата искусствоведения, г. Пермь
Музыка Бетховена в рассказе Александра Куприна «Гранатовый браслет»
В примечаниях к пятому тому собрания сочинений Куприна приводится важное свидетельство самого автора о том, что работа над рассказом шла трудно: главная причина, как уточнил сам писатель, — его “невежество в музыке” (из письма Ф. Д. Батюшкову 21 ноября 1910 г.; цит. по: Куприн А. И. Собр. соч.: В 9 т. М.: Правда, 1964. Т. 5. С. 412). Здесь же отмечается, что Вторую сонату Бетховена Куприн часто слушал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса; в дарственной надписи на книге «Гранатовый браслет» писатель благодарил жену Майзельса за то, что она “растолковала ему шесть тактов сонаты Бетховена” (Там же). На наш взгляд, выбор писателем медленной части именно Второй сонаты в известной мере можно считать случайным — точнее, обусловленным музыкальными вкусами и пристрастиями его одесских знакомых: медленные части других ранних сонат Бетховена — 3, 4, 7 и 8-й («Патетической») — по художественным достоинствам музыки ничуть не уступают медленной части 2-й.
Несомненно, однако, что писатель глубоко проник в сам дух, художественный строй бетховенской музыки — именно медленной части из сонаты, её строгой и возвышенной лирики. Напрасно было бы требовать от Бетховена “исповеди души” в романтическом смысле — здесь перед нами именно лирика классицизма, в которой чувство непременно контролировалось разумом. Композитор предпослал данной части ремарку Largo appassionato (итал. “широко и страстно”).
Заслуживают внимания и некоторые обстоятельства личной жизни самого композитора (тем более что они вполне могли быть сообщены писателю его одесскими друзьями — хотя бы в общих чертах).
Как известно, Бетховену так и не суждено было жениться, иметь детей. Живя в Вене, он давал довольно много частных уроков музыки девушкам из богатых аристократических семей. Нет ничего удивительного в том, что композитор, по натуре пылкий и впечатлительный, неоднократно влюблялся в своих учениц и даже строил серьёзные планы (увы, абсолютно несбыточные!) на счастливую супружескую жизнь. Одной из таких учениц была юная графиня Джульетта Гвиччиарди — ей посвящена знаменитая «Лунная соната» до-диез минор ор. 27 № 2 (1801), ставшая своеобразным музыкальным памятником трагической, безответной любви.
Нельзя не упомянуть и ещё об одном важном обстоятельстве. После смерти композитора в потайном ящике его платяного шкафа было найдено письмо, по сей день остающееся загадкой и получившее название «Письмо к далёкой возлюбленной». В этом драгоценном документе ни разу не названо имя той, кому оно адресовано (установлено, что письмо написано на курорте Теплиц в 1812 году). Возможно, что послание было отправлено адресату и им возвращено, но могло быть и так, что оно не было отправлено никогда — Бетховен словно писал его для самого себя, мысленно обращаясь к любимой женщине, давая выход своей тоске4.

Романтическая история любви композитора, возможно, была известна Куприну и каким-то образом повлияла на содержание, на окончательный облик «Гранатового браслета» — на столь важную для Куприна идею невозможности, несбыточности, трагической обречённости высокой и чистой любви.
Медленная часть сонаты Бетховена № 2 написана в форме рондо (фр. rondeau — круг), буквенная схема которой — ABACA. Принцип формы вполне понятен — это повторение основной темы А (так называемого рефрена), между проведениями которой появляются новые — В и С (так называемые эпизоды). Думается, восприятие этой формы писателем могло повлиять на тот важнейший фрагмент текста рассказа, где в уме княгини Веры Николаевны слагались слова (как мы помним, они совпадали с музыкой и напоминали куплеты, которые кончались словами “Да святится имя твоё” — ср. с повторяющимся рефреном в форме рондо).
Попытаемся теперь сформулировать выразительный смысл формы рондо. Уточним, что рондо вообще-то более типично для финалов сонат, симфоний, квартетов (то есть циклических композиций). Характер музыки в финалах, как правило, активный, динамичный; часто это бывает связано с ощущением массовости, праздничности. У Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта — предшественников и старших современников Бетховена — рондо с его неоднократным чередованием тем (обычно малоконтрастных) в таких случаях носило лёгкий, непринуждённый характер, и темп музыки был быстрым.
Совсем иное — в Largo appassionato. Здесь перед нами — медленное рондо, встречавшееся значительно реже быстрого, финального (ещё один прекрасный образец медленного рондо находим во II части 8-й, «Патетической», сонаты). Смысл формы (точнее, повторения рефрена) здесь можно сформулировать как возвращение к чему-то очень важному, существенному, необходимость всё нового и нового его повторения, осмысления. Нетрудно убедиться, что сама музыка (тональность Largo appassionato — ре мажор) носит строгий, молитвенный и в то же время светлый характер — он чрезвычайно созвучен и словам “Да святится имя твоё”, и всему фрагменту рассказа, где Желтков словно обращается к княгине Вере из какого-то иного измерения.
Обратим внимание и на сходство некоторых перемен характера музыки и событий рассказа. В музыке Largo appassionato хорошо слышен трагический перелом, вторжение чего-то грозного, рокового — это вторжение происходит во втором эпизоде формы, в разделе “С” формы ABACA — такты 58–59 (используя музыковедческую терминологию, можно сказать, что музыка рефрена здесь проводится в одноимённом ре миноре, в динамике ff — фортиссимо, то есть намного громче, чем в прочих проведениях рефрена). Здесь можно усмотреть смысловую параллель с гибелью Желткова — не случайно местоположение данного трагического события в рассказе примерно совпадает с местоположением драматического сдвига в музыке медленной части сонаты! Последнее же проведение рефрена звучит октавой выше, чем два предыдущих, благодаря чему оно вносит просветление — очень сходное с мягким, утешающим по характеру “посмертным” обращением Желткова к Вере. Музыка Largo appassionato заканчивается на затихании, “истаивании” звучности с характерным для заключений прощальным оттенком.
Ещё одно интересное проявление близости сонаты Бетховена и рассказа Куприна можно усмотреть в том, что музыка начала рефрена очень напоминает звучание струнного квартета (состоящего, как известно, из двух скрипок, альта и виолончели). В самом деле: если внимательно вслушаться в самое начало медленной части сонаты, нетрудно заметить, что три верхних голоса музыкальной ткани изложены плавно и певуче, в то время как нижний, басовый — отрывисто (штрихом staccatо): обе скрипки и альт здесь словно играют смычком, а виолончель — щипком (pizzicato)5. Здесь можно усмотреть намёк на то обстоятельство, что Желтков (как он сам упоминает в своём предсмертном письме к княгине Вере) чаще всего видел её на бетховенских квартетах (см. XI главу рассказа).
Мы указали на несколько аспектов, проявлений “духовного родства” музыки Бетховена и прозы Куприна. Конечно, автор статьи нимало не претендует на абсолютную полноту освещения столь сложного вопроса, как значение музыки медленной части 2-й сонаты Бетховена в «Гранатовом браслете», — несомненно, вдумчивые читатели, являющиеся одновременно и чуткими слушателями, смогут добавить к сказанному что-либо ещё, не менее, а может, и более важное. И всё же сказанное лишний раз подтверждает тот неоспоримый факт, что эмоциональный “тонус” прекрасного рассказа Куприна столь высок во многом благодаря использованию в нём музыки Бетховена.

LiveInternetLiveInternet

Cкачать: Гранатовый браслет — повесть о бескорыстной и безответной любви.
Гранатовый браслет» — повесть о бескорыстной и безответной любви

«Гранатовый браслет» — повесть о бескорыстной и безответной любви.

Конспект урока по литературе (11 класс)

«Гранатовый браслет» — повесть о бескорыстной и безответной любви.

Уже несколько уроков в центре нашего внимания личность и творческая деятельность А. И. Куприна. Сегодня мы переходим к знакомству с повестью «Гранатовый браслет».

– Запишем эпиграф к уроку.

Оно живёт и правит на земле –

Из всех чудес единственное чудо.

– Как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку? Что же это за «чудо», которое «живёт и правит на земле»? (Любовь)

– А что такое любовь? Что значит любить?

(Доверие, взаимопонимание. Любить – чувствовать другого человека.)

– Согласитесь, очень трудно сформулировать понятие любви. Каждый видит её по-своему.

– Своё понимание любви передаёт Куприн через повесть «Гранатовый браслет».

«Гранатовый браслет» – это произведение о самом главном, – о любви, о том, ради чего на свете и во имя чего на свете стоит жить. К.Г Паустовский назвал данный рассказ А.И.Куприна «одним из благоуханных и томительных рассказов о любви». А вы знаете, что в основе этого произведении положена реальная история?

Гранатовый браслет» имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato».( Соната Бетховена » Аппассионата «.) Её звуки пробудили Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем. 15 октября 1910года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: «Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жёлтый, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д. Н. – теперь губернатор в Вильно)».

В мемуарах сына Любимова (писателя) мы найдём записи о том, что в

период между первым и вторым его мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчёркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся ей в любви. Анонимный влюблённый, как потом выяснилось – Жёлтый (в рассказе Желтков) писал, что он служит на телеграфе…, в одном письме он сообщал, что под видом полотёра проник в квартиру матери, и описывал обстановку. Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его изъяснения… Вскоре она перестаёт читать письма.

– Мы видим, что жена Любимова не реагирует на выражение чувств своего обожателя. А могут ли остаться равнодушными к этому её близкие муж и брат?

(Нет, эта ситуация должна их волновать.)

Верно, вскоре произошла развязка: анонимный корреспондент сам подтолкнул к действиям мужчин. «Он прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец отправились к Жёлтому. Всё это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Жёлтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже… ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьёзным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Жёлтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти.

Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо пообещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».

– Дома вы познакомились с повестью Куприна. Многое ли он изменяет в данной истории?

(Изменяет место действия, фамилию главного героя, вводит в повесть тему смерти.)

– Да, герой умирает. Но какую тему этим подчёркивает автор?

(Тему непонятой любви, любви неразделённой.)

– Тема любви поднята и в произведениях, о которых мы говорили на прошлых уроках.

«Сколько разнообразного счастья и очаровательных мучений заключается в …безнадежной любви? Когда я был помоложе, во мне жила одна греза: влюбиться в недосягаемую, необыкновенную женщину, такую, знаете ли, с которой у меня никогда и ничего не может быть общего. Влюбиться и всю жизнь, все мысли посвятить ей», – высказывает писатель свою точку зрения устами Назанского, героя «Поединка».

Именно такими чувствами наделяет Куприн «маленького человека», бедного чиновника, гнущего спину за канцелярским столом, – Г.С. Желткова.

Но поговорим о той, которой он посвятил свою жизнь.

Появление Веры Николаевны предваряет пейзажная зарисовка. Осень. Сентябрь.

– Почему Куприн включает пейзаж в первую и вторую главу и только затем обращается к образу Веры?

(Первая глава является вступлением, готовит читателя к восприятию дальнейших событий. Пейзаж вызывает ощущение увядающего мира, напоминает о быстротечности жизни. Жизнь Веры Николаевны сродни природе: холодная и спокойная.

Внешняя недоступность заявлена её титулом – она жена предводителя дворянства).

— Как автор выявляет душевное состояние Веры?

(Автор проводит параллель между внутренним состоянием Веры и описанием осеннего сада).

— Прочитайте описание осеннего сада. Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Счастлива ли она?

Зачитать 2 главу (со слов «Теперь она ходила по саду).

(Автор показывает, что её манеры отличаются холодной любезностью, царственным спокойствием. «Прежняя страстная любовь давно ушла», может быть, Вера не любит мужа, потому что не знает любви, поэтому относится к мужу с «чувством прочной, верной, истинной дружбы». Она тонко чувствующий, самоотверженный и деликатный человек: старается незаметно помогать мужу «сводить концы с концами»).

– Чем же представляет собой это светское общество, к которому принадлежит Вера? Каков образ жизни ведут эти знатные и богатые люди? Чем занимаются, как развлекаются? Как Куприн описывает гостей?

(Жизнь знатных людей подчиняется своим правилам. Они должны одеваться по моде, держать лошадей, давать обеды и балы. На именины Вера ждёт гостей, которых приглашает её муж.)

– Кто выделяется среди них?

(Автор не описывает детально портреты гостей, а лишь даёт их краткие характеристики. Здесь есть «толстый, безобразно огромный» Спешников, муж Анны «с гнилыми зубами на лице черепа», «преждевременно состарившийся, худой, желчный» Пономарёв. Они играют в азартные игры, рассматривают юмористический журнал, слушают пение, рассказывают истории.

Из всех гостей выделяется генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Это бравый служака, человек простой и мудрый. Героини ласково называют его «дедушкой». Он знает много рассказов. Человеческое отношение к каждому – вот что отличает его. Аносов – один из гостей, кто разбирается в музыке.)

– Верно. Вечеринки, игра в покер; сплетни, флирт светский; прогулки – вот чем занимаются эти знатные люди; кто-то ещё числится в каких-то благотворительных заведениях.

– Когда происходит завязка действия рассказа?

(В день именин Веры – 17 сентября

– Что же ждёт от именин героиня и что происходит в этот день?

(Вера «всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Она получает подарок от мужа – серьги; подарок от сестры – записную книжку; и от человека с инициалами Г. С. Ж. – браслет.)

– Наверное, действительно, подарок Г. С. Ж. выглядит безвкусной безделушкой рядом с дорогими изящными подарками. Но ведь ценность его совершенно в другом.

– Что значит для Желткова это гранатовый браслет?

(Для него браслет – фамильная драгоценность. Об этом и пишет молодой человек в письме к Вере Шеиной: «По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжёлые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти…»)

– Почему Желтков подарил эту ценную вещь, а не оставил её себе?

(Ради спокойствия любимой женщины – браслет поможет её предвидеть что-то плохое и не допустить этого. Кроме того, браслет для него самая дорогая вещь – только так он мог выразить свою любовь к ней.)

– Что почувствовала героиня, получив этот подарок?

(Почувствовала тревогу, ощущение приближения чего-то неприятного. В этом браслете она видит какое-то предзнаменование. Не случайно она сравнивает эти красные камни с кровью: браслет загорается «живыми огнями», «точно кровь!» – восклицает она. Спокойствие Веры было нарушено.)

– Вера взволнована, а как ведут себя близкие ей люди, узнав о письмах, чувствах и подарке Желткова?

(Они смеются над письмами молодого чиновника, издеваются над его чувствами, пренебрежительно относятся к его подарку. Подарком Желткова муж и брат Веры оскорблены.)

– Они смеются над чувствами другого человека, а способны ли на настоящую любовь эти богатые, влиятельные люди? Была ли в их жизни пылкая, страстная любовь? Например, у Веры Николаевны, у генерала Аносова, у Анны Николаевны?

(Анна лишь флиртует; генерал никогда не любил; Вера любила страстно мужа, князя Василия Шеина, но отчего-то угасла – Куприн ничего не говорит об этом.)

– Верят ли они в то, что ещё существует страстная, бескорыстная любовь? Как генерал Аносов объясняет Вере отсутствие настоящей любви? Кто, по его мнению, в этом виноват?

(Гл. 8. Генерал Аносов, рассказал две истории о «любви». Первая история – о жене полкового командира и новоиспеченном прапорщике, а вторая – о Леночке, которая сошлась с поручиком Вишняковым, и её муже, для которого самым главным было «счастье Леночки». «Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью…». Генерал делает вывод: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире…», а всё, что он видел, – «так… какая-то кислятина…»)

– А какова любовь самого генерала Аносова?

(гл. 7: «Приличный роман» с «прехорошенькой болгарочкой»; «обнял её, прижал к своему сердцу и несколько раз поцеловал…»; «когда появлялась луна на небе со звёздами, спешил» к ней и «все денные заботы на время забывал с ней». Конечно же, эту любовную историю гости назвали «приключением армейского офицера». Да и сам генерал понял, что в его жизни, к сожалению, не было настоящей любви: «святой, чистой, вечной…неземной…» Не было у генерала и особой любви к жене – просто привлекла «свежая девчонка», но эта «мотовка, актриса, неряха, жадная», так называет генерал свою бывшую жену, ещё и изменяла… Вот такая «любовь»…)

– Давайте вспомним страницы рассказа, где герои рассказывают любовные истории, случившиеся с ними или услышанные.

– Перескажите историю любви бедного телеграфиста, которую Шеин рассказал, желая развеселить гостей.

(гл. 6. Из рассказов Шеина мы узнаём впервые о любви Желткова. Муж Веры смеется над незнакомым ему Желтковым, показывая гостям юмористический альбом с письмом телеграфиста. При этом правда у князя переплетается с вымыслом. Для него это забавная история, «новость книжного рынка», «трогательная поэма», которую он назвал «Княгиня Вера и влюблённый телеграфист». Образ Желткова в рассказах претерпевает изменения: телеграфист переодевается в трубочиста, становится судомойкой, превращается в монаха, герой трагически гибнет, оставляет после смерти завещание (две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами).

– Но это история, сочинённая Шеиным, а что нового узнали об этом Г. С. Ж. из рассказа Веры генералу?

(Гл. 8. Г. С.Ж. начал преследовать её своею любовью ещё за два года до замужества. О себе он обмолвился, что служит где-то маленьким чиновников. Из его писем она поняла, что он за неё постоянно следит, так как знает, где она бывает, как одета и т. д. Но когда она попросила его не утруждать себя письмами, он практически перестал ей писать – его письма приходили лишь на пасху, на новый год и в день её именин. И вот сегодня прислал этот гранатовый браслет.)

– Какое неожиданное предположение высказывает генерал, выслушав рассказ Веры? Какую характеристику даёт генерал Аносов Желткову?

( «Безумец; может быть, это просто ненормальный парень, маниак, почём знать? – может быть, твой путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».)

– Почему именно Желтков, этот маленький чиновник, противопоставлен пресыщенным, обленившимся богачам, не способным на настоящую любовь?

(Этим противопоставлением он бросает вызов низменному миру, этому богатому, но эгоистическому, лицемерному обществу. Желтков как бы спорит с «сильными мира сего». Они доказывают, что настоящей любви нет, и приводят примеры убедительные. А он опровергает все их доводы тем, что просто любит по-настоящему, не требуя ничего взамен.)

– Почему Желтков решил исчезнуть? Почему обрывает свою жизнь? Может, его испугал визит мужа и брата Веры?

(Вера просила «прекратить эту историю».)

– Может, ему стоило уехать?

(От любви не скроешься никуда.)

— Сейчас мы увидим фрагмент фильма «Гранатовый браслет». Каким показался вам герой? Что мы узнаём о молодом человеке из письма?

– Сопоставьте Желткова с другими знакомыми и друзьями Веры Николаевны.

(Гл 11. «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне. Как громадное счастье, любовь к Вам…меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я проверял себя – это не болезнь… – это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить… В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли…От души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением…Дай бог Вам счастья, и пусть ничто …житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки. Г. С. Ж.»)

– Почему он не сообщил в письме о том, что решил покончить с собой?

(Не мог потревожить спокойствие любимой.)

– Прочитайте финальную главу – В. Н. слушает бетховенскую сонату, прослушать которую завещал Желтков. Какое открытие делает она для себя, слушая Бетховена, что постигает? Какие слова, совпадающие с музыкой, слагаются в её уме? Почему героиня заплакала?

(гл. 13. «Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть…Я перед тобою – одна молитва: «Да святится имя Твое».

… Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки… Я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. «Да святится имя Твое».

… В предсмертный печальный час я молюсь только тебе… В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: «Да святится имя Твое».

… ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. . в скорбный час расставания с жизнью всё-таки пою – слава Тебе.

Вот она идёт, всё усмиряющая смерть, а я говорю – слава Тебе».)

(В. Н. постигает «жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть». Возможно, она поняла, что «мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет». А может, в её душе хоть на мгновение пробудилось ответное чувство.)

– Почему Желтков «заставил» любимую женщину слушать именно это бессмертное произведение? (гл. ХIII)

(В пробуждении души Веры большую роль играет музыка. Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку её душа словно соединяется с душой Желткова.)

– Герой умирает. Почему единственное их свидание – прощание В. Н. с прахом молодого человека – можно считать поворотным моментом в её внутреннем состоянии?

(Она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Она поняла, как отличается он от пустых, бесчувственных и безразличных её знакомых – на его лице она увидела «то самое умиротворённое выражение», которое видела «на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона».)

– Так как же решает Куприн «вечную» проблему – неразделённая, страстная, но настоящая любовь?? Несчастной ли она оказалась, эта безответная любовь Желткова? Привела к страданиям? Счастливы ли герои? Или что-то другое хотел сказать автор?

(Высокая и безответная любовь Желткова стала «громадным счастьем» для него. Именно своей любовью поднимается он над другими героями, именно своей любовью разрушает царское спокойствие Веры Николаевны. Именно свое любовью заставляет Веру Николаевну в слезах, боли, раскаяния «постичь жизнь», которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения и смерть».)

– Какая ещё тема, кроме высокой и безответной любви, звучит в рассказе? Почему В. Н. сразу, ещё до замужества, как-то несерьёзно отнеслась к неизвестному поклоннику?

(Тема неравенства. У героев разное социальное происхождение.)

– Представьте, что этим страстным поклонником оказался бы богатый, влиятельный человек. Как общество расценило бы его поведение? Позволили б себе вмешиваться в эту историю?

(Нет. Богатым можно всё. Но маленький чиновник…)

– Способен ли кто-то, кроме Веры, приблизившейся к душе Желткова уже после его смерти, понять чувства этого человека при жизни?

(Да, его чувства понятны Шеину. «Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо… (10 гл.); » я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и не могу здесь поясничать». (11 гл.) и обращение князя к жене: «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим».)

– Почему автор дал главному герою имя Георгий?

(Имя Георгий означает «победоносец». Желтков из победоносцев. Куприн в своём произведении нарисовал «маленького, но великого человека».)

– В чём, на ваш взгляд, состоит сила любви?

(Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь дарит влюблённому громадное счастье. Искренняя, чистая любовь возвышает человека не только в собственных, но и чужих глазах. Именно такая любовь бессмертна!)

– Действительно, образ Желткова – одно из лучших достижений Куприна. Этот молодой человек единственный носитель светлого, самоотверженного чувства в низменном мире богатства, эгоизма, лицемерия. И потому этот рассказ звучит призывом писателя ценить и оберегать любовь как высшую ценность человеческой жизни.

– Какие основные темы поднимает Куприн в рассказе?

В рассказе «Гранатовый браслет» Куприн раскрывает «вечные» темы: высокая и безответная любовь, тема неравенства.

«Молчать и гибнуть» – вот духовный обет влюблённого телеграфиста. Но всё-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое».

Вывод: Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчеркивают их красоту.

Завершить урок хотелось бы словами Куприна, мы уже упоминали их на прошлых уроках: «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте. не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви». (А. И.Куприн. Письмо Ф. Д.Батюшкову (1906 г.)


Существует ли надежное средство от сердечной лени гранатовый браслет

Роль музыки в повести А. Куприна «Гранатовый браслет»

«Гранатовый браслет» — произведение, которое можно смело называть нестандартным, новым веянием в литературе того времени, в котором автор решил раскрывать основную мысль не только посредством пера и слова, но привлекая также иные мощнейшие инструменты воздействия на человеческое восприятие. Это литературный шедевр, в котором переплетаются очень много смыслообразующих нитей, каждая из которых вносит свою специфическую долю в создании автором всей любовной истории. И все эти нити взаимно обогащают героев, демонстрируют нам их психологическую глубину и неоднозначность. Одной из таких использованных Куприным нитей является вовлеченная в разворачивающуюся драму музыкальная композиция. Куприн делает строго определенный выбор «L. van Beethoven. Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato». Это тяжелая, местами весьма интенсивная мелодия, не дарящая душе наслаждения, но погружающая ее в осмысление вещей вечных и уму недоступных. Эта музыка для своего восприятия требует от человеческого сердца напряженнейшей работы, оставляющей после себя глубокий экзистенциальный след.
Музыка Бетховена с ее пластичностью и тягучестью, с ее яркими акцентами призвана была по замыслу автора показать неизъяснимое в любви героя к своей музе, к своему смыслу жизни. Музыка лишена слов, но может передать горе героя, его насыщенность, его динамику и переходы от одного оттенка чувств к другим его граням. Бетховенская соната отзывается в душе Веры Николаевны Шеиной порывистым осенним ветром, который в начале повествования уносил сухие желтые листья в Небеса. Напряжение музыки, возрастающее циклично, передает метания, которые были причиной страданий Желткова, понимавшего абсурдность своей любви к недоступной для него женщине, но не имевшего сил отказаться от столь сильного душевного порыва. Светлые фрагменты сонаты прорываются в существе героини горькими слезами необратимой утраты, сменяющимися облегчением, отпущением ее греха, когда она произносит: «Он меня простил теперь. Все хорошо.» Именно соната Бетховена провела Веру Шеину долиной плача по незнакомому ей человеку, который подарил ей всего себя, любя ее на расстоянии, не омрачая своим видимым присутствием ее устоявшегося быта. Он ушел, оставив после себя только музыку, которая смогла сделать его переживания понятными для Веры Николаевны так, как не смогло передать ни одно написанное им собственноручно письмо.
Куприн начинает свое произведение упоминанием сонаты и он же замыкает ею круг, сделав ее звучание главным фоном для своей истории, фоном, выражающим то, что словами выразить невозможно.

Проблема влияния искусства на человека (ЕГЭ по русскому)

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Домой герой текста вернулся совсем с другими, непривычными эмоциями.

Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом: творчество играет важную роль в жизни человека и способно оказывать сильное влияние на его мысли и чувства.

Мне близка позиция автора и я также считаю, что искусство способно затронуть самые тонкие струны души человека. Музыка же лучше всего передает настроение и заставляет нас испытывать самые сильные эмоции.

Рассуждая о влиянии музыки на чувства человека, невозможно не вспомнить повесть Куприна «Гранатовый браслет». Эта трагичная история о безответной любви, которая в итоге приводит к смерти главного героя – Желткова. Он всю жизнь любил Веру Николаевну, однако она не замечала этого, не могла испытывать столь же глубокие чувства. Она узнает о том, что герой завещал послушать после своей смерти сонату Бетховена. Вера, под влиянием музыки, осознает, как сильно любил ее герой, соната помогает передать все чувства и переживания. Именно музыка помогла Вере изменить свое отношение к поклоннику и осознать, что она упустила.

В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» также присутствует ситуация, показывающая влияние музыки на человека. Когда Наташа, Николай и Петя Ростовы после охоты заезжают в гости к своему дяде, они слушают игру на балалайке. Наташа приходит в восторг, она искренне восхищается народными мотивами и даже пускается в пляс. В этой пляске проявляется вся глубинная сущность девушки: ее любовь к русскому народу, творчеству и к родной культуре.

В заключение я хотела бы сказать, что данный текст заставил меня еще раз задуматься о проблеме влияния музыки на человека.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id18784

Обновлено: 2017-12-17 Опубликовал(а): Eleanor Lamb

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *