Особняк румянцева английская набережная 44

Особняк Н. П. Румянцева

Английская наб., 44

Первый каменный дом на этом участке Английской набережной был построен в 1740-х годах для князя Михаила Васильевича Голицына. При правлении Анны Иоанновны князь М. В. Голицын специальным указом был вызван из Москвы в Санкт-Петербург для строительства здесь своего особняка. Дом был построен согласно общему плану застройки набережной, разработанному Комиссией о Санкт-Петербургском строении. Двухэтажное типовое здание мало выделялось среди всех окружающих его построек.

После смерти князя в 1749 году особняком владел его сын Александр, который в свою очередь детей не имел. Александр Михайлович Голицын скончался в 1774 году. Затем участком владели английские купцы Бель, Вар. Вообще, аренда особняков англичанами в этом районе не была редкостью. Поэтому набережная и стала называться Английской.

В 1802 году дом приобрёл граф Николай Петрович Румянцев, сын Петра Александровича Румянцева-Задунайского и Екатерины Михайловны Голицыной. Памятный обелиск «Румянцева победам», посвящённый отцу Николая Петровича, установлен в сквере на противоположном берегу Невы.

В 1808 году граф стал министром иностранных дел, одновременно оставаясь в должности министра коммерции. За заключение им Фридрихсгамского договора, по которому Российской Империи отошла Финляндия, он получил звание государственного канцлера. По этому поводу в доме Румянцева был устроен приём, описанным графом Жозефом де Меестром:

«Граф Николай Румянцев, всё ещё живущий на положении холостяка, 6-го сего месяца открыл свой канцлерский дом большим обедом для министров, высших чинов Империи и членов дипломатического корпуса; всех нас собралось пятьдесят персон. Ничто не может превзойти великолепия сей трапезы, где выставлен был подаренный в Париже фарфор; на каждой тарелке изображён какой-нибудь античный персонаж по образцу камней Наполеоновского Музея. Он получил целую библиотеку книг, великолепно напечатанных и роскошно переплетённых, но мы их не видели. Впрочем, я получил приглашение зайти как-нибудь утром полистать их. Скоро у него будет великолепный бал и ужин, на которые соберётся весь двор. Знатоки полагают, что обед стоит 3 000 рублей; поскольку канцлер имеет 300 000 ренты и не женат, у него нет никакой надобности стеснять себя» .

После ухода в отставку в 1814 году граф Румянцев целиком и полностью посвятил себя организациям научных исследований в области русской истории. В его доме хранились богатые коллекции письменных памятников, монет, медалей, предметов декоративно-прикладного искусства. Здесь была библиотека из 28 500 книг, куда входили труды русских учёных XVIII — начала XIX века, издания русских летописей, работы русских путешественников. Более 13 000 книг было на иностранных языках.

Парадная лестница особняка Н. П. Румянцева

Хозяин особняка жил в парадных помещениях второго этажа. Здесь находились три больших зала с наборным паркетом, золотой лепниной на стенах и изразцовыми печами. Весь третий этаж был отдан под хранение коллекций.

Понимая ценность своей коллекции, Румянцев задумал отдать её в пользу государства вместе с особняком. Дом на набережной отдавался под музей. Жилые корпуса со стороны Галерной улицы должны были стать доходными домами, прибыль с которых шла бы на нужны музея.

В 1824 году для перестройки особняка под музей Румянцев пригласил молодого архитектора Василия Алексеевича Глинку. Зодчий сохранил пропорции и объём здания, но полностью изменил облик фасада. Особняк Румянцева был украшен двенадцатиколонным портиком. В тимпане помещён барельеф работы скульптора И. П. Мартоса «Аполлон-Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины». Размещённые рядом атрибуты наук и искусств символизировали увлечения хозяина дома. За этот архитектурный проект Глинка был удостоен звания академика.

В 1826 году скончался Н. П. Румянцев. Его младшему брату Сергею Петровичу было поручено продолжить создание первого в России частного публичного музея. На фронтоне здания в 1831 году разместили надпись: «От государственного канцлера Румянцева на благое просвещение». Были перестроены внутренние помещения, приобретена специальная музейная мебель. В одном из залов была размещена галерея с портретами родственников Румянцева. В 1828 году С. П. Румянцев заказал портрет своего старшего брата английскому художнику Д. Доу, который в до время работал над портретами для Военной галереи 1812 года Зимнего дворца. Портрет Н. П. Румянцева стал последней работой Доу в Санкт-Петербурге.

Открытие музея состоялось 28 мая 1831 года. Он был открыт для бесплатного посещения всеми желающими, без сословных ограничений. Здесь проводились публичные чтения, лекции, концерты. В 1830-1855 годах в особняке Румянцева размещалось Общество поощрения художеств.

Музыкальный зал в особняка Н. П. Румянцева

Музей работал благодаря финансированию С. П. Румянцевым. После его смерти в 1838 году состояние здания и коллекций стало ухудшаться. В 1845 году музей был передан в управление Императорской Публичной библиотеке, однако в целом ситуация не улучшилась. Прибыль доходных домов отдавалась не музею, а на нужды Публичной библиотеки. Вместе с тем, особняк Румянцева стал требовать капитального ремонта.

Стали возникать предложения перевести музей Румянцева в Москву. Это аргументировалось тем, что в Санкт-Петербурге уже работало достаточно много просветительских учреждений (Публичная библиотека, Эрмитаж, Кунсткамера), а в Москве из таковых находился лишь Университет.

Переезд музея вызвал большой общественный резонанс. Негативной реакции общественности не помешало и решение не предавать дело о переезде огласке. Учёные Петербурга во главе с В. В. Стасовым написали письмо-протест со словами:

«Собрание Румянцева — одно из величайших достопримечательностей Петербурга, это нечто такое, чем наш город мог гордиться наравне с Эрмитажем со всем, что у нас есть самого великого, самого значительного, самого редкого и самого великолепного Нарушение прав Петербурга на один из его лучших исторических памятников было бы невозвратимою потерею для здешних исследователей русской истории и древности» .

Несмотря на возражения петербуржцев, музей в 1861 году переехал. С тех пор коллекции располагаются в доме Пашкова на Неглинке.

В 1863 году особняк приобрёл журналист и писатель Адальберт-Войтех Викентьевич Старчевский. Для переустройства общественного здания в жилое им был приглашён архитектор Антон Иоганнович Цим. Однако средств на соответствующие работы не хватило и здание было продано.

Далее особняк Румянцева менял своих владельцев, в 1882 году его приобрела жена герцога Лейхтенбергского Зинаида Дмитриевна Богарне. После продажи Мариинского дворца в 1884 году герцог Лейхтенбергский и Зинаида Богарне поселились в доме на Английской набережной. Здесь же поселилась дочь герцога от первого брака Дарья. В 1893 года она вышла замуж за князя Льва Михайловича Кочубея. Детство их детей Натальи и Евгения прошло в этом особняке, принадлежавшем им до 1916 года.

Для семьи Богарне особняк переустраивал архитектор Александр Александрович Степанов. Здание требовало срочного ремонта из-за деформации цокольного этажа. В результате нижняя часть дома была значительно усилена, здесь появился крытый каменный подъезд. Две боковые двери были превращены в окна, а центральная дверь расширена. Для установки мраморной лестницы Степанов создал стене здания полукруглую форму, выдвинутую во двор. Парадные помещения были оформлены в стиле историзма: Дубовый кабинет, Белый (Танцевальный) зал, Концертный зал.

В самом начале XX века особняк Румянцева перешёл к зятю герцога Лейхтенбергского — князю Льву Михайловичу Кочубею. От него дом перешёл сыну князя Евгению Львовичу.

В 1916 году особняк Румянцева был приобретён «Обществом товарных складов, страхования и транспортирования товаров». Был создан проект перестройки здания, который не был реализован из-за революционных событий. После 1917 года помещения особняка занимали офисы и коммунальные квартиры.

В 1938 году особняк Румянцева был передан Музею истории и развития Ленинграда, размещавшемуся тогда в Аничковом дворце. Для него здание было в значительной степени реконструировано. Музей в этом особняке был открыт только после Великой Отечественной войны в 1955 году. В 1953 году он стал называться Государственным музеем истории Ленинграда. Отделение этого музея работает здесь и сейчас.

В 2003 году проводилась реставрация парадных залов особняка. Им был возвращён облик, который они имели в 1880-х годах.

deletant

Летом я заглянул в безлюдный особняк Румянцева на Английской набережной. Это непопулярный у туристов музей, и совершенно напрасно, его экспозицию однозначно стоит увидеть. Сегодня я приглашаю вас пройти по залам музея вместе со мной.


Первоначальный дворец на этом месте был построен в 1-й половине XVIII века М.В. Голицыным. В 1802 году дом купил граф Н.П. Румянцев, канцлер, Председатель Государственного совета, сын знаменитого полководца П.А. Румянцева. В 1826 г. хозяин скончался, а по его завещанию дом и художественные ценности были переданы под «Публичный музеум». Румянцевский музей, первый в России частный публичный музей, был открыт в 1831 году. В 1860-х годах музей был вереведён в Москву, а дом перестроен в доходный. Квартиры в нём сохранялись вплоть до начала 1990-х годов.
С 1921 по 1938 год в здании располагались: Союз металлистов, Петропрофобр, центр социального страхования, Леноблкоопсоюз, облсобес, школа пионервожатых, промкомбинат предприятий инвалидов, лаборатория по семконтролю и карантину сельхозрастений и областное управление кинофикации. С 1938 года в здании размещается музей истории и развития Ленинграда. В 1953 году в особняке был создан Государственный музей истории Ленинграда (ГМИЛ). В 1964 году открылась экспозиция «Ленинград в годы Великой Отечественной войны». В начале 1980-х годов началась реставрация парадных залов. В 1998 году началось создание экспозиций «НЭП. Образ города и человека» и «От будней к праздникам. Городские этюды из 1930-х». Сейчас особняк Румянцева — филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
1. Здание украшено мощным двенадцатиколонным портиком, увенчанным треугольным фронтоном с горельефом «Аполлон на Парнасе».

2. Прямо перед особняком расположен Причал «Английская набережная». Во время нашего посещения к ней был пришвартован круизный лайнер Silver Whisper.

3. А напротив входа в музей установлена стела в честь знаменитого выстрела «Авроры», который был сделан именно на это месте.

4. Парадный вестибюль дворца.

5. Сразу за ним — парадная лестница.

8. Лестница носит название Мраморной.

10. Проходим в парадные залы второго этажа.

14. Ночник с бисквитным (!) экраном.
15. Кожаная спинка кресла.

20. В Большом Белом зале шла выставка плакатов «Окон ТАСС».
21. Часть залов занята экспозицией по истории Ленинграда.
22. Через весь дом мы дошли до выхода на Галерную улицу. Здесь всё забито ящиками для картин.
23. По боковой лестнице поднимаемся на художественную выставку.

26. Тут в основном представлены картины советских реалистов с портретами и видами города.
27. «Ветеринар».
28. Э. Козлов, этюд рабочего к картине «Скоро экзамены», 1961 год.
29. Одним из главных украшений особняка является Дубовая лестница.

34. Лестница ведёт на экспозицию «НЭП. Образ города и человека».
35. Макет района Гостиного двора начала 1920-х годов.

37. Вывески магазинов.

39. Кабинет учителя.

41. Фрагменты ресторанного интерьера.
42. Жилая комната.
43. Коммунальная кухня 20-х годов.
44. Плавно переходим к экспозиции «От будней к праздникам. Этюды из 1930-х гг.»

51. Наконец, самая значительная часть экспозиции — «Ленинград в годы Великой Отечественной войны».

53. Зал, посвящённый блокаде и боям за город.
54. Диорама «Зенитчики».

59. Куклы из детского театра.
60. Эскизы костюмов для фронтового цирка. Эти костюмы реально были сделаны, цирк гастролировал с ними по стране.
61. Интересный стенд: здесь показано, что производили ленинградские предприятия до и во время войны.
62. Кондитерский, обувной, оптический, радиоламповый заводы перевели на выпуск снарядов, гранат, штыков и формы.
63. Продукция, выпускавшаяся металлургическими предприятиями.
64. Метр земли с Невского Пятачка.
65. Вещи с «Дороги Жизни»: шлем водолаза, фрагменты кабельной линии, прибор для измерения колебаний льда.
66. Часть коридора, оформленная как бомбоубежище.
67. Комната блокадника.
68. Диорама блокадного Невского проспекта.

70. Разрушенный дом.
71. Застывший в переулке трамвай и армейский патруль вреди сугробов.
72. Закончим экскурсию в зале, полностью посвящённом блокадной жизни.

74. М.Г. Платунов, «Хлеб украл», 1942 год, гуашь.
75. «Блокадный шоколад» — столярный клей, и жмых.
76. Копия дневника Тани Савичевой. Почти вся её семья погибла с декабря 1941 года по май 1942 года. В дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей — матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Сама Таня умерла уже в эвакуации в 1944 году, в возрасте 14 лет.

Tags: 2015, 5d3, art, estate, miniatures, museum, ЛенинГрад, Падарожжа дылетанта

Особняк Румянцева в Санкт-Петербурге

Краткое описание

Здание, в котором сейчас находится филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга, на Английской набережной когда-то принадлежало известному графу Н. П. Румянцеву. Безусловно, у него были и другие владельцы, но именно Николай Петрович внес огромный вклад в развитие этого места, придав ему культурно-исторической ценность. Выполненный в стиле классицизма, особняк выгодно отличается от близстоящих построек.

История

Дорумянцевское время

Впервые каменное строение здесь возникло в 40е года XVIII века. Изначально место считалось крайне неблагоприятным для жизни, так как часто затапливалось. Однако императрица Анна Иоановна издала указ, в котором повелевала всем хозяевам земли построить добротные каменные строения, не забыв при этом укрепить набережную. Тогда же указом вызвали из Москвы в Санкт-Петербург князя Михаила Голицына для строительства каменного здания на месте, где сейчас расположился особняк Румянцева. В 70х годах, когда домом еще владели Голицыны, здание было перестроено Валлен-Деламотом – тогда оно и получило сегодняшние пропорции.

Особняк во владении Румянцева

После Голицыных дом принадлежал сначала купцу Фаркварсану, затем Варре. И вот в 1802 году особняк покупает граф Николай Петрович Румянцев – известный государственный деятель, министр иностранных дел. Будучи человеком, любящим свою страну, он собирал разные предметы русской истории. Николай Петрович сумел окружить себя множество интереснейших образованных граждан того времени: историков, археологов, ученых. Все они вошли в Румянцевский кружок. Его члены собирали рукописи, книги, разные предметы старины. Вскоре особняк на Английской набережной вскоре превратился в парадный дом богатого уважаемого человека, который посещал даже император.

Первые изменения дома при Румянцеве коснулись лишь его внутренней части. Личные комнаты графа занимали всего три помещения, остальное же было отдано под его многочисленную коллекцию. Снаружи дом ничем не отличался от расположенных рядом. И тогда в 1824 году Н. П. Румянцев пригласил В. А. Глинку для того, чтобы переделать здание.

Ему нужно было сделать новый фасад, по возможности не изменив пропорции дома. Результат оказался настолько ошеломляющим, что Глинке был присвоен статус академика за выполненную работу.

Музей

Перед смертью в 1826 году Николай Петрович попросил брата передать его дом государству, чтобы в нем был открыт музей. Сергей Петрович Румянцев исполнил последнюю волю брата. Перед этим он затеял очередную перестройку здания, чтобы оно больше соответствовало требованиям музея. Даже была изготовлена новая мебель. Музей по велению императора получил название Румянцевский.

Открытие состоялось в конце мая 1831 года. Музей был в ведении Министерства народного просвещения.

Сразу же был набран штат сотрудников – здесь работали историки, ученые, археографы, лингвисты.

Второй и часть третьего этажей Румянцевского музея занимала богатая библиотека – Николай Петрович собрал около 300 тысяч томов, а в Большом зале расположился небезызвестный минералогический кабинет – коллекция составляла примерно 14 тысяч минералов. Так же здесь можно было увидеть коллекцию монет, предметы одежды и вещи, привезенные из кругосветных путешествий, а так же произведения скульптуры и живописи. В музее проводились разного рода мероприятия. С 1830 года в здании располагалось Общество поощрения художников.

Пострумянцевское время

К сожалению, после того, как С. П. Румянцев умер, здание постепенно начало разрушаться. Связано это было с отсутствием должного финансирования, и даже передача музея в 1845 году Императорской публичной библиотеке не исправило эту ситуацию.

Именно по этой причине в 1861 году музей переехал в Москву, а часть экспонатов – в Российскую национальную библиотеку. Ученые города были категорически против такого решения, но исправить ничего не могли.

В 1863 году здание приобрел Н. В. Старчевский – журналист, писатель, переводчик. Именно при нем здание коснулись одни из самых глобальных изменений под руководством талантливого архитектора А. И. Цима. Он превратил здание в доходный дом. Впоследствии владельцы у особняка менялись неоднократно. С 1880 по 1916 здание принадлежало Лейхтенбергским – потомкам французского дворянского рода Богарне и русского рода Романовых.

Судьба особняка после революции

В 1916 году дом переходит во владение Общества товарных складов, страхования и транспортирования товаров. Позже здесь располагались квартиры, центр социального страхования, Союз металлистов, школа пионервожатых, Союз металлистов и множество других всевозможных организаций. В 1925 году музей превратился в Государственную библиотеку СССР имени Ленина, а во время реорганизации некоторые экспонаты разошлись по стране и даже оказались за ее пределами.

В 1932 году здесь разместился Музей истории и развитии Ленинграда, при этом другие организации окончательно освободили здание лишь к 1946 году, а жильцов расселили только в 90е годы. К сожалению, для посетителей музей был открыт не сразу. Здание требовало ремонта, а финансирование было недостаточным. И даже после того, как исполком Ленсовета выделил дополнительные денежные средства, реставрация была отсрочена, так как началась Великая Отечественная война. В это время часть экспонатов перевезли в Удмуртию, а часть спрятали в Исаакиевском соборе.

Во время войны в особняке Румянцева разместили стационар для музейных работников. Здание усиленно охраняли. Было выполнено дополнительное укрепление, все сотрудники знали, что делать в случае обстрела. На регулярной основе оставшиеся экспонаты проверялись, что позволило сохранить их в хорошем состоянии, несмотря на обстановку вокруг.

Возрождение музея

В 1945 году экспонаты музея, а так же его сотрудники вернулись в Ленинград, и началась долгая кропотливая работа по разбору и систематизации коллекции. Однако из-за начавшегося Ленинградского дела, а так же с целью дискредитировать историю города музей был переименован в Музей архитектуры Ленинграда. И лишь после смерти И. В. Сталина зданию вернули его прежний статус, и он снова стал Музеем истории Ленинграда. Именно в это период началось активное развитие музея.

В первую очередь были открыта выставка История Петербурга-Петрограда-Ленинграда с 1703 по 1954 годы, которая в дальнейшем значительно расширилась. В 1964 году отдел истории, а так же дирекция были переведены в Петропавловскую крепость. В 1965 году открылась выставка Ленинград в годы Великой Отечественной войны. Практически сразу после войны началась реставрация здания, целью которой было – сохранить исторический облик особняка, при этом приспособив помещения под выставленные в них экспозиции.

Архитектура

Здание выполнено в стиле классицизм. Тот вид, который знаком всем сейчас, оно приобрело после преобразований под руководством В. А. Глинки. Фасад был украшен портиком с 12 колоннами, каждая из которых заканчивается капителью. Над ними расположился фронтон с горельефом с изображением Аполлона и 9 муз.

Следующие серьезные изменения коснулись здание, когда реставрационными работами занялся архитектор А. И. Цим. Он надстроил третий этаж, а так же изменил лепнину, выделив окна второго этажа более выразительными наличниками. Тогда же внутри здания появилась трехмаршева лестница, идущая через все этажи. Однако позднее архитектор А. А. Степанов заменил ее на распашную мраморную лестницу, которую можно увидеть в особняке и сегодня. Вместо боковой металлической лестницы была выполнена украшенная резьбой дубовая лестница из 5 маршей через все 3 этажа здания.

Большие изменения коснулись внутренних помещений. Парадная гостиная была оформлена в стиле Людовика XVI. Лепнина с охотничьими и античными мотивами на стенах, лепные розетки в виде венков из цветов на потолке. Для освещения использовались 4 одинаковые люстры, которые можно сохранились по сей день.

Возник музыкальный зал, созданный из 3 помещений с окнами на Неву. С отделкой в стиле историзма, он был выкрашен под желтый мрамор. Лепной декор напоминал о стиле Людовика XV. Пилястры, искусно дробившие стены, были декорированы лепниной, переходящей на потолок.

Особенности здания

Возможно, для многих это будет открытием, но за время своего существования фасад особняка Румянцева неоднократно приходилось укреплять, так как со временем он все больше отклонялся от своей оси. Сначала А. И. Цим соорудил тройной металлический навес на колонках из чугуна над входом. В 80е годы XIX века архитектор А. А. Степанов предпринял очередную попытку укрепить фасад. В первую очередь он разобрал козырек с балконом, на место которого установил массивный сводчатый подъезд. Его крыша стала полом балкона на втором этаже.

Кому принадлежит дом в настоящее время

Сегодня особняк Румянцева на Английской набережной является филиалом Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Сейчас там представлены следующие экспозиции:

  • История особняка Румянцева и его владельцев
  • НЭП. Образ города и человека
  • От будней к праздникам. Этюды из 30х годов ХХ века
  • Ленинград в годы Великой Отечественной войны
  • Информационно-выставочный центр Д. С. Лихачева

Здесь размещаются временные выставки, проходят концерты, встречи, лекции, конференции, фестивали, детские мероприятия.

Где находится

Адрес

Санкт-Петербург, Английская набережная, дом 44, улица Галерная, дом 45

Метро

Василеостровская

Ближайшая станция расположена в 2 километрах от музея

Как добраться

До ближайших остановок наземного транспорта ходят:

  • автобусы № 3, 6, 22, 27, 70, 71, 100
  • троллейбусы № 5, 22
  • маршрутное такси № 6К, 62, 124, 169, 306, 350

Интересные факты

  1. В особняке Румянцева был открыт первый частный публичный музей в стране.
  2. В одном из парадных помещений здания находится самое большое в городе зеркало. Его площадь составляет примерно 18 квадратных метров. Более того, оно выполнено из единого цельного куска.
  3. Чтобы внести зеркало в дом, пришлось разобрать одно из окон, так как по-другому оно не входило ни в один из проемов.

Автор статьи Редакция сайта Данный текст столько раз обновлялся, переписывался и улучшался, что назвать его автором одного человека невозможно. Над ним работала целая команда и поэтому мы надеемся, что результат Вам понравился. Давайте дружить. Написано статей 130

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *