Лепка по теме одежда

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Оденем мальчиков и девочек»

Дидактическая игра «Одежда и обувь для мальчиков и девочек» Предлагаю еще одну игру на гендерное воспитание ребенка. Оборудование: предметные картинки — куртка, шапка, шарф, брюки, платье, юбка, рубашка,.

Конспект занятия по гендерному воспитанию «Весна для мальчиков и девочек» Конспект комплексного занятия : Тема: «Весна для мальчиков и девочек». 3-4 года Количество детей: 3 человека Цель: формирование гендерного.

Занятие по гендерному воспитанию «Золотая осень для мальчиков и девочек» Тема: «Золотая осень «(для мальчиков и девочек) 3-4 года. Количество детей: 3 человека Цель: формирование гендерного воспитания Задачи.

Гендерные игры для мальчиков и девочек Гендерное воспитание отвечает прежде всего за формирование половой идентичности маленького человека и тем самым помогает успешной социализации.

Интегрированное занятие по гендерному воспитанию в подготовительной группе «В стране мальчиков и девочек» «В стране мальчиков и девочек» Интеграция образовательных областей: физическое развитие и художественно-эстетическое развитие. Цель: Развитие.

Конспект интегрированной НОД «Воспитание мальчиков и девочек в традициях и обычаях русского народа» «Воспитание мальчиков и девочек в традициях и обычаях русского народа» Программные задачи: Продолжать формировать у детей интерес к историческому.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Путешествие в страну мальчиков и девочек» Цель: развитие представлений детей о собственном образе мальчика (девочки). Задачи: • учить детей видеть внешнее сходство и различие между.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в «Страну девочек и мальчиков» Программное содержание: 1. Закрепить и упорядочить понятия детей о себе, как представителе определенного пола, о некоторых психологических.

План-конспект занятия по теме «Путешествие в страну мальчиков и девочек» Тема «Путешествие в страну мальчиков и девочек» Программное содержание: 1. Формировать представление детей о своей половой принадлежности,.

Занятие для мальчиков «Угощение для девочек» Занятие для мальчиков «Угощение для девочек» Цель: знакомство мальчиков с выпечкой. Задачи: 1. Познакомить мальчиков с приготовлением печенья.

Конспект НОД по лепке методом «пластилинография» для старшего дошкольного возраста «Новая зимняя одежда»

Ирина Молева
Конспект НОД по лепке методом «пластилинография» для старшего дошкольного возраста «Новая зимняя одежда»

Программное содержание:

Обучающие задачи:

1. Учить детей работать в нетрадиционной изобразительной технике выполнения –пластилинографии.

2. Закреплять умение создавать целостность объекта из отдельных деталей,используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей;

3. Побуждать использовать крупу, бусинки для придания выразительности образа.

4. Закрепить знания детей о понятии «зимняя одежда».

Развивающие задачи:

1. Развивать мелкую моторику пальцев рук, силу нажима на пластилин, чувство формы и ритма.

2. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.

3. Развивать у детей слуховое внимание, память, восприятие, воображение.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать бережное отношение к одежде, аккуратность при выполнении работы.

Методы и приемы:

Беседа

художественное слово,

пальчиковая игра,

вопросы,

поощрения.

Оборудование:

1. Картинки с изображением людей, одетых в разную одежду в зависимости от времени года.

2. Набор пластилина.

3. Крупа, бусинки.

4. Доски для лепки, стеки.

5. Бумажная и влажная салфетки для рук.

6. Силуэтные фигуры детей, вырезанные из картона.

7. Лист ватмана с нарисованными зимними забавами.

Пропедевтическая работа:

Чтение: Виталий Бианки «Зима» (из сказки-рассказа «Синичкин календарь»).

Рассматривание картины «Зимние забавы».

Подвижная игра «Мы мороза не боимся».

Дидактическая игра «Одень куклу на прогулку»,

разрезные картинки » Одежда».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Перед детьми картинки с изображением людей, одетых в разную одежду в зависимости от времени года.

Педагог: -Ребята, посмотрите внимательно на эти картинки, я сейчас прочитаю стихотворение, а вы попробуйте определить, к какой картинке оно подходит.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И. Суриков

Ребенок показывает картинку с изображением зимы, на которой люди в зимней одежде.

Педагог: — Почему подобрали эту картинку?

Ребенок: — Кругом снег, дети одеты в шубы, на ногах валенки; на голове теплые меховые шапки; дети катаются на санках.

Педагог: — Как можно назвать одежду для зимы одним словом?

Ребенок: — Зимняя.

Педагог: — Правильно, одежду для зимы мы называем зимней – зимняя куртка, зимнее пальто, зимняя шапка.

Педагог: — Сейчас какое время года? (ответы детей)

Педагог: — Мы с вами скоро пойдем на прогулку и вы наденете зимнюю одежду. Но, может быть вы мечтаете о другой одежде? (ответы и рассуждения детей)

Педагог: — Хотите «нарисовать» одежду с помощью пластилина?

2. Практическая часть

(Раздать готовые силуэтные фигуры детей).

Педагог: — Подумайте, какого цвета будет ваша одежда, и подберите те цвета пластилина, которые вам понадобятся.

(Дети продумывают и высказывают свои пожелания педагогу. Педагог поощряет выбор детей и напоминает алгоритм лепки: отщипываем маленький кусочек пластилина, катаем тонкие колбаски, выкладываем по контуру предмета, пальчиком сильно нажимаем на пластилин и размазываем тонким слоем).

3. Пальчиковая гимнастика.

Педагог:- Наши пальчики устали, надо немного отдохнуть и поиграть.

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики, начиная от большого.

Мы с тобой снежок слепили. Дети «лепят».

Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий. Грозят указательным пальчиком.

Раз — подбросим, «Подбрасывают».

Два — поймаем, «Ловят».

Три — уроним «Роняют».

И. сломаем. И. сломаем.

Педагог: — Ребята, не забудьте про дополнительные детали части одежды: молнию, пуговицы, карманы, воротник, рисунок на одежде.

Для этого можно использовать крупу, бусинки.

Педагог помогает определиться, с чего начать работу спрашивает в процессе лепки о том, что делают дети, как делают, помогает в течении лепки.

4. Итог занятия.

Дети выкладывают работы на лист ватмана с нарисованными зимними развлечениями.

Педагог: Какую одежду мы носим зимой? Что наденешь на прогулку? Чем украшена одежда? Как ухаживать за одеждой, когда приходим с прогулки?

(Ответы детей)

Педагог: Правильно, зимнюю одежду мы носим зимой. Вы все придумали красивую одежду и знаете, как за ней ухаживать. Молодцы.

Лепка  «Головные уборы» (подготовительная группа)

Валерия Грунина
Лепка «Головные уборы» (подготовительная группа)

«Головные уборы»

Интеграция образовательной области:

-Речевое развитие

-Художественно-эстетическое

-Физическое

Цель : Формирование умений проявлять творческую активность через аппликацию.

Образовательная:

— познакомить детей с разнообразием головных уборов.

— поддерживать интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе, учить передавать словесное содержание картины в форме короткого рассказа.

— совершенствовать представления о смысловой стороне слова, обобщающими наименованиями, слова с уменьшительно-ласкательным значением.

— формировать способы словообразования прилагательных.

Развивающая:

— развивать фонематическое восприятие и интонационную сторону речи.

Воспитательная:

— воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение выслушать товарища.

— воспитывать бережное отношение к головным уборам.

Коррекционная :

-Развивать ручную умелость и мелкую моторику.

-Развивать точность ручных движений и глазомерную координацию.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением людей в теплой одежде и шапках., беседа о времени года. Чтение художественной литературы, рассматривание дидактических альбомов, ряженье, игры с одеждой, отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций.Дидактические игры: «Отгадай одежду по описанию», «Где шьют одежду», «О чём может «рассказать» одежда?».

1.Проблемная ситуация:

Воспитатель идет по группе и наматывает пряжу на руку

— Что это такое, кто размотал нитки и откуда они взялись?

— А мы можем узнать, кто это сделал?

— А давайте попробуем пройти туда, куда нам показывает клубок?

(по мере продвижения подходят к двери и воспитатель заглядывает за дверь)

— Ой, кто-то здесь сидит.

Воспитатель достает игрушку плюшевого медведя и читает стихотворение про медведя. Медвежонок одет в теплую кофточку, шарфик и носочки.

Медвежонок косолапый

Целый день в берлоге плакал.

Мама плохо поступила:

Спать бедняжку уложила.

А кругом белым-бело –

Столько снегу намело!

Он, наверно, сладкий очень.

Мишка съесть снежочек хочет.

Только мама не велит,

Мишке ласково твердит:

— Снег – не мёд, холодный очень.

Спи, любимый мой сыночек.

— Ребята, поздоровайтесь с медвежонком. (дети приветствуют медвежонка)

— А что же наш медвежонок грустный такой? Давайте узнаем у него, что же случилось. Медвежонок говорит, что ему холодно. Ребята, посмотрите на него, что на нем одето?

(кофточка, шарфик, носочки)

— Правильно ребята. А почему же ему тогда холодно? Чего не хватает медвежонку, чтобы было тепло? Что мы одеваем осенью, когда становится холодно.

(дети перечисляют предметы одежды, обуви, головные уборы)

— Мишка говорит, что у него замерзли ушки. Он в лесу играл с белками в догонялки, шапка зацепилась за ветку дерева и распустились все ниточки.

— Так вот, что это за пряжа у нас по всей группе.

Ребята, давайте пойдем с медвежонком в магазин головных уборов. Пусть он нам покажет какая шапка у него была (идем с детьми в группу, где разложены головные уборы)

Обращаю внимание на разнообразие головных уборов, показываю на шапку (зимнюю); какая шапка?

Обращаю внимание на иллюстрации головных уборов. Ребята сосчитайте, сколько здесь головных уборов? Какай по счету платок, шляпа и т. д. на какую геометрическую фигуру похож платок (квадрат, шляпа (круг, овал, косынка (треугольник) и т. д.

Воспитатель подводит детей к магнитной доске. На ней представлены картины с изображением людей разных профессий (летчик, повар, врач, строитель, маляр).

— Расскажите, люди каких профессий изображены на картинах? Какими головными уборами они пользуются, и для чего они им нужны? (ответы детей)

Мишка, ты вспомнил какая у тебя была шапка?

Дидактическая игра «Из чего? Какой? Какая?»

– Из чего могла быть сделана шапка у медвежонка?

– Шляпа из соломы (какая) – соломенная шляпа;

– Шляпа из фетра (какая) – фетровая шляпа;

– Шапка из меха кролика (какая) – кроличья шапка;

– Шапка из меха лисы (какая) – лисья шапка;

– Шапка из меха норки (какая) – норковая шапка;

– Шапка из меха зайца (какая) – заячья шапка;

– Кепка из шерсти (какая) – шерстяная кепка;

– Платок из шёлка (какой) – шёлковый платок;

– Платок из пуха (какой) – пуховый платок.

2. Физкультминутка

Шапка шерстяная, наверху помпон, (изображают шапку и помпон)

Круглый, словно мячик, и пушистый он. («круглый» мячик)

Есть еще у шапки отворот цветной, (показывают отворот у шапки)

В этой шапке можно бегать и зимой. (бегут)

Бабушка связала шапку не спеша, («вяжут спицами»)

Шапка шерстяная вышла хороша. (руки на поясе, а затем показывают шапку)

3. Работа детей

Нашему медвежонку тоже нужна шапочка. А давайте сделаем шапки из пластилина

Но прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним приемы лепки, которые будем использовать. (раскатывание, промазывание, вдавливание, разглаживание).

— Делим кусок пластилина на 2 части (одна – помпон, вторая – шапка). Катаем между ладонями два шара. Большой – прищипываем, формируя шапку, маленький присоединяем. Украшаем узорами при помощи стек

4. Рефлексия

— Мишутка, смотри, какие красивые шапочки получились у деток. Теперь у тебя не будут мерзнуть ушки. А еще, наши ребята, налепили много шапочек, и ты можешь их подарить своим друзьям, животным в лесу. Ребята, давайте проводим нашего медвежонка в лес.

Лепка в старшей группе детского сада

Воспитание креативной личности является важной задачей дошкольного образования. В связи с этим уроки художественно-эстетической направленности, в том числе и по лепке, занимают важное место в процессе образования. Конкретно в старшей группе малыши практикуются в выполнении поделок по собственному замыслу в разных видах и техниках этого вида творчества. Организация такой работы требует от педагога учёта целого ряда методических нюансов.

Цели и задачи лепки в старшей группе

Лепка представляет собой процесс создания объёмных объектов из пластилина, солёного теста, глины или воска. В этом виде изотворчества дети создают образы аналогичные реальным в отличие от преломлённых на плоскости рисованных изображений.

Старшие дошкольники практикуются в лепке из пластилина, реже из глины или из теста. Чаще всего работа с последними двумя материалами отрабатывается в кружковой деятельности.

Миссия лепки заключается в:

  • обогащении представлений малышей относительно окружающего их мира (дети 5–6 лет учатся лепить объекты реальности, ориентируясь на свои представления о нём, на личный опыт);
  • пополнении тактильного опыта (в основном это касается материалов, из которых выполняется поделка, например, из смеси крахмала с бальзамом для волос – «тесто» получается бархатистым, мягким и при этом упругим);
  • совершенствовании речевых умений (описывая свои поделки, придумывая истории с ними, дети учатся строить сложные предложения, избегать тавтологии и т. д.);
  • отработке ловкости движений рук и пальцев;
  • практике планирования своей работы — от замысла до воплощения должно проходить вполне определённое время;
  • воспитании эстетического вкуса и объективной самооценки (ребята учатся рефлексировать, объяснять, чем им нравится или не нравится та или иная работа).

Лепка способствует развитию у детей чувства цвета

Для реализации этих целей каждый раз, используя лепку в работе с детьми, педагог решает следующие задачи:

  • продолжать работу над освоением сюжетной лепки — используя одни и те же поделки, дополняя их новыми, дети придумывают с ними мизансцены;
  • помогать отрабатывать навыки декоративной лепки при изучении тем, связанных с народным декоративно-прикладным искусством — так, при изучении темы «Дымковская игрушка» дети не только лепят олешек, но и декорируют их «жгутиками», «шариками» из пластичного материала;
  • способствовать формированию навыка находить оптимальные соединения лепки с другими видами изобразительного творчества в зависимости от темы поделки;
  • показывать речевые возможности вставных конструкций и предложений;
  • учить аргументировать своё мнение;
  • воспитывать чувство коллектива (особенно что касается групповой ответственности за получившийся продукт).

Лепка в системе образовательной работы в старшей группе

В ежедневном планировании работы старшей группы согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) лепка представлена в форме:

  • самостоятельного урока один раз в неделю в альтернативе с аппликацией (педагог делает выбор в пользу одного или другого, опираясь на тематику занятия);
  • вида работы на занятиях по другим образовательным направлениям (например, изучая сказку «Три медведя» на уроке по развитию речи, ребята для закрепления материала лепят медвежонка);
  • проектного задания (в старшей группе это может быть заданием для изучения тем по ПДД, полезных продуктов питания и пр.);
  • деятельности кружка (обычно в такой форме дети осваивают нетрадиционные техники лепки).

Время, которое отводится на лепку

Хронометраж создание объёмной фигурки зависит от темы и от формы реализации этого вида творчества:

  • на профильном занятии выполнению поделки отводится около 15 минут, столько же времени требуется и для работы на уроках в рамках кружковой деятельности;
  • если лепка — это лишь вид работы, то на задание педагог выделяет ¼ времени урока (часто для экономии времени дети делают коллективную поделку);
  • для проекта устанавливаются довольно широкие временные рамки, так как в старшей группе это обычно сюжеты, для выполнения которых детям нужна помощь родителей (например, для темы «Космос»).

    Роль родителей в подготовке проекта должна ограничиваться помощью в создании общей композиции или в выборе дополнительных материалов, а не в самом процессе лепки

Важно учитывать, что перед началом выполнения поделки, как и в предыдущие годы, необходимо провести с детьми пальчиковую гимнастику.

Участие педагога в работе над объёмной поделкой

В старшей группе воспитатель выступает в роли советчика, наставника. Это является основной чертой работы с дошкольниками 5–6 лет. Иными словами, воспитатель не делает за ребёнка элементы поделки, а лишь объясняет, как это сделать, не составляет сюжет по мотивам вылепленных фигурок, а помогает начать и закончить повествование.

Лепка и другие виды изобразительной деятельности

В старшей группе лепка фигурок может комбинироваться с рисованием. Например, зебра на дороге в композиции по ПДД может быть выполнена красками, а машинки — вылеплены из пластилина. Для создания особенного колорита лепка может комбинироваться с аппликацией. Так, для антуража под пластичную лепку на тему «Домашние животные» дети делают будку для собачки из бумаги.

Для создания цельной композиции по ПДД дети комбинируют лепку с аппликацией, делая объёмные детали из пластилина, а плоские из бумаги

Видео: лепка и аппликация на тему «Птицы летят»

Виды лепки для старшей группы

К 5–6 годам ребята знакомы со всеми видами лепки. Поэтому в старшей группе они обогащают свой опыт в каждом из них.

Таблица: виды лепки с особенностями работы в старшей группе

Вид Нюансы использования
Предметная Предполагает точную передачу формы, пропорций изображаемого предмета. Старшие дошкольники практикуются в создании предметов из окружающей обстановки по памяти. К примеру, изображая стиральную машину, пылесос, они не видят эти приборы перед собой.
Декоративная Направлена на создание украшений фигурок, например, тарелочек, чашечек в рамках изучения тем по народным промыслам. Дети учатся делать тонкие, очень мелкие детали для росписи.
Сюжетная Направлена на лепку объектов, которые затем включаются в единый сюжет, к примеру, малыши лепят миньонов, а затем придумывают приключения с ними. В изготовлении поделки ребята учатся учитывать все детали, которые необходимы для сюжета.
Пластилинография Подразумевает создание рисунка пластилином. Дети делают изображения разной степени рельефности. Детали работы в этом виде лепки можно найти .

В методических источниках предметная и сюжетная лепки относятся к традиционным техникам, а декоративная и пластилинография — к нетрадиционным.

Видео: мастер-класс по пластилинографии

Техники лепки в старшей группе

В 5–6 лет дети практикуются в четырёх уже известных им техниках лепки (скульптурной, конструктивной, комбинированной, модульной) и знакомятся с пятым — лепкой по форме.

Скульптурная или пластичная лепка

Фигурка изготавливается из цельного куска пластилина или глины. В старшей группе дети учатся «вытягивать» из основы тонкие элементы, делать изгибы, но при этом не отрывать кусочки от исходного куска. Например, носик и ручку чайника.

В скульптурной технике для придания фактурности предметам ребята старшей группы используют стеку

Конструктивная техника

Лепка в этой технике представляет своего рода конструктор, в котором фигурка складывается из отдельных частей. В старшей группе акцент делается на лепку человечков в этой технике, «собирая» его из «цилиндров» разного размера и диаметра, «шарика» и пр.

Для лепки человечков в старшей группе используется конструктивная техника

Видео: мастер-класс по конструктивной лепке

Комбинированная лепка

Особенность этой техники в том, что большие детали делаются в пластичной лепке, а мелкие — в конструктивной. Например, тело дикобраза при изучении экзотических животных дети делают из цельного куска, а вот иголки — отдельными «жгутиками».

В скульптурной технике выполнено тело лошадки, а в конструктивной — уши, грива и хвост

Техника лепки модулями

Как правило, дети знакомы с модулями из занятий по пластилинографии, когда создавали картины разными техниками в рамках одной поделки. Правда, здесь, в отличие от комбинированной техники, нет «главного» способа лепки. Как и в средней группе, в модульной технике дети 5–6 лет делают картины природы — из отдельно слепленных деревьев создают свой лес.

В виде модулей могут выступать фрукты, овощи при изготовлении поделки на тему «Здоровое питание»

Работа по форме

Эта техника базируется на приёмах пластилинографии, с которыми дошкольники детально знакомятся именно в старшей группе: прилепливании и заглаживании, но в данном случае для создания трёхмерных изображений. Пластилин наносится на твёрдые предметы — банки, коробки, бутылки и пр., которые затем декорируются подручными материалами: бусинами, стразами, пуговицами или опять же пластилином.

В полной мере с лепкой по форме дети знакомятся на занятиях кружка.

Лепка по форме начинается не с полного залепивания пластилином, а с добавления отдельных деталей: лапок, мордочки и пр

Приёмы для лепки в старшей группе

В 5–6 лет дети отрабатывают уже освоенные ранее способы лепки, при этом:

  • раскатывая «колбаски» между ладонями, стараются сделать их как можно тоньше;
  • скатывая «шарики», ребята стараются выполнять кругообразные движения ладонями так, чтобы заготовки получались гладкими, без выпуклостей;
  • прищипывая элементы, дети сглаживают «шов», добиваясь этим гармоничных соединений элементов;
  • выполняют оттягивание, придавая максимально возможную заострённую форму деталям;
  • придают кусочку пластилина форму лепёшки, делая окружность ровной.

Кроме этого, старшие дошкольники:

  • бо́льшую часть поделок выполняют не по образцу, а по собственному замыслу, основанному на теме занятия;
  • сами распределяют время между обдумыванием, выполнением и оценкой поделки;
  • комбинируют виды и техники лепки в одной поделке.

Вопросы индивидуализации

Скорость и качество выполнения поделок из пластилина напрямую зависит от уровня общей подготовленности ребёнка, в частности от развития мелкой моторики. Поэтому индивидуальный подход на занятиях лепкой в большей степени заключается в технической помощи ребятам: педагог руками ребёнка выполняет тот или иной сложный элемент. Для отработки навыков воспитатель предлагает малышам задания на тренировку приёмов создания объёмных пластичных фигурок:

  • катание карандаша между ладонями (для практики приёма «раскатывания»);
  • скатывание шариков из скомканного кусочка бумаги (для тренировки приёма изготовления пластилиновых «шариков»);
  • выполнение отдельных элементов («лепёшек», «жгутиков», «шариков», «цилиндров» и пр.) из пластилина вне занятий лепкой.

Чем мягче материал для лепки, тем легче он поддаётся моделированию. Поэтому важно следить, чтобы малыши, испытывающие затруднения с приданием деталям нужной формы, хорошо разогревали пластилин перед работой.

Индивидуальный подход предполагает дополнительные задания по отработке приёмов лепки

Планирование занятий по лепке в старшей группе

Урок по лепке включает три этапа освоения темы:

  • вводный — до 5 минут, посвящённый актуализации знаний ребят по теме, как правило, в форме загадок, стихотворений или сюрпризного момента (например, в группу приходит «гость», который рассказывает историю, напрямую связанную с темой поделки);
  • основной — до 15 минут, включающий демонстрацию образца поделки, проведение пальчиковой гимнастики, а также практическую деятельность ребят с обязательной физкультминуткой в процессе лепки;
  • заключительный — до 5 минут, посвящённый организации выставки поделок, рефлексии, оценке работы детей педагогом.

Примеры конспектов занятий по лепке для старшей группы

Заинтересованность детей в выполнении поделки напрямую зависит от того, насколько они увлечены темой, то есть от успешности организации вводного этапа урока. Образец удачно выбранных приёмов актуализации знаний представлен в конспекте Г. Швец на тему «Зайчата».

Дети очень любят лепку по замыслу, то есть когда им предлагается в любой форме воплотить тот или иной образ. Пример методически грамотной организации лепки по замыслу можно найти в публикации А.М. Цыбенковой «Микробы».

Сценарий по лепке Р.Р. Биктяшевой «Девочка в зимней шубке» строится на основе комбинации всех трёх видов лепки: предметной — создание фигурки девочки, декоративной — выполнение шубки и сюжетной — дети вписывают процесс лепки в ход рассказа педагога.

В конспекте занятия «Черепашка» Е.А. Давыдовой представлен эвристический метод выполнения поделки: дети смотрят на готовую фигурку и делают предположения относительно того, какими способами она была выполнена.

Видео: организация вводного этапа на открытом занятии по лепке на тему «Цирк» в старшей группе

Видео: фрагмент занятия по лепке из теста «Букет роз»

Сюжеты для выполнения объёмных поделок

В старшей группе тематика занятий по лепке носит комплексный характер, например, темы по изготовлению ёлочных игрушек, аппликации ёлочек, рисованию зимних пейзажей приурочены к концу первого семестра, в канун Нового года. Таким образом, сюжеты поделок можно сгруппировать по тематическим и предметным блокам.

Таблица: тематические блоки уроков и сюжеты для лепки в старшей группе

Тематический блок и его предметные возможности Примеры сюжетов Цели
Животные (эти сюжеты могут использоваться на занятиях по ФЦКМ при изучении тем, связанных с изучением фауны родного края)
  • «Дикие животные (заяц, медведь, лиса)»;
  • «Перелётные птицы»;
  • «Домашние животные».
  • формировать умение детей создавать в лепке образ животного;
  • закреплять умение лепить фигурку животного по частям, используя разные приёмы: раскатывание глины между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение частей путём прижимания и сглаживания мелких деталей;
  • формировать умение передавать в лепке позы тела;
  • развивать эстетические чувства, образное представление.
Человек (эти поделки можно использовать на уроках по ФЭМП, связанных с отработкой вариантов расположения предметов в пространстве — напротив, позади, слева, справа и т. д.)
  • «Дружные человечки»;
  • «Спортсмен»;
  • «Профессии»;
  • «Семья»;
  • «Одежда и обувь».
  • передавать в лепке образ человека в разных образах;
  • закреплять умение изображать фигуру человека: форму, расположение и величину частей;
  • развивать умение оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения.
Мир вокруг (поделки по этим темам могут быть итогом изучения тем по патриотическому воспитанию)
  • «Мой город»;
  • «Моя страна»;
  • «Транспорт».
  • передавать в лепке символические образы (флаг);
  • практиковать технику пластилинографии;
  • развивать чувство пропорции.
Игрушки и сказки (эти сюжеты могут быть иллюстрацией к занятиям по развитию речи: дети пересказывают сказки, иллюстрируя их перестановкой пластилиновых фигурок)
  • «Моя любимая игрушка»;
  • «Три медведя»;
  • «Царевна лягушка»;
  • «Петушок»;
  • «Баба-Яга»;
  • «Прекрасный лебедь».
  • учиться передавать в лепке основные черты сказочного образа;
  • практиковать комбинацию разных видов и техник лепки в одной поделке;
  • воспитывать умение работать в группах.

По форме выполнения поделок это может быть либо задание по образцу, либо по замыслу. Выбор техники — скульптурная, модульная, пластилинография — остаётся на усмотрение педагога.

Фотогалерея: примеры работ по тематическому блоку «Животные»

В поделке «Домашние животные. Котёнок» ребята комбинируют предметную и декоративную лепку Выполняя поделку «Лиса» дети отрабатывают приёмы вытягивания и прищипывания В поделке «Медведица с медвежонком» дети учатся соблюдать пропорции при воплощении одного образа в разных размерах Лепка на тему «Птицы» может быть частью создания композиции «Лето» с использованием элементов конструктора Для лепки заячьих усов дети учатся раскатывать тонкие жгутики

Фотогалерея: образцы поделок по блоку «Человек»

В старшей группе дети учатся лепить человечков в движении Тема «Дружба» может подытоживаться созданием коллективной поделки «Дружный хоровод» Выполняя поделку «Лыжники» дети стараются учесть все детали образа, начиная с одежды и заканчивая спортивным снаряжением Для поделок «Мама в платье» ребята лепят фигурку в цвете платья и дополняют её деталями фигуры, без декорирования Поделку на тему «Одежда» удобнее делать в пластилинографии, так как в этой технике проще делать переходы элементов одежды Работы на тему профессий могут быть также и иллюстрацией соответствующих тем по ФЦКМ Поделки на тему спорта могут быть иллюстрацией соответствующих тем занятий по физическому воспитанию Для ботинок дети сами выбирают элементы декоративной лепки

Фотогалерея: примеры готовых работ по теме «Мир вокруг»

Для лепки флага дети используют технику пластилинографии Поделка на тему «Карта России» может быть заданием для проекта Для того чтобы схематично показать транспорт, можно использовать целые бруски пластилина

Фотогалерея: примеры работ по тематическому блоку «Игрушки и сказки»

В старшей группе дети не только украшают дымковские игрушки, но и лепят их Для закрепления выводов по сказкам о Лисе Патрикеевне, дети лепят фигурку хитрого персонажа Для создания иллюстраций к сказке Пушкина дети лепят по замыслу Царевну-Лебедь, используя для этого любой цвет пластилина

Методика подготовки открытого занятия по лепке

По структуре открытый урок по лепке ничем не отличается от обычного занятия. Некоторые отличия могут быть в плане содержания:

  • показательный урок составляется в виде сюжета (к примеру, ребята помогают расколдовать пруд и всех его обитателей, которых заморозил злой волшебник);
  • дети получают больше возможности для проявления самостоятельности (к примеру, сами решают, чем сделать глазки, носик зайца — бусинами или кусочками пластилина);
  • заключительный этап обязательно включает рефлексию.

Пример составления конспекта открытого занятия по лепке можно увидеть в публикации Н.С. Элекиной «Заколдованные лебеди».

Схема анализа показательного урока по лепке

В критерии оценивания занятия по лепке в старшей группе включаются такие критерии:

  • соответствие тематики урока конкретному этапу выполнения рабочей программы;
  • действенность приёмов, используемых на вводном этапе занятия;
  • обеспечение детей необходимыми для выполнения задания материалами и инструментами (стеками, дощечками);
  • постоянное обращение к наглядности, краткость пояснений;
  • уровень подготовленности детей для выполнения задания;
  • своевременность проведения пальчиковой гимнастики и физкультминутки;
  • способы реализации индивидуального подхода;
  • общее настроение детей и педагога на занятии;
  • организация выставки работ, оценки поделок и рефлексии.

Если анализ делается в письменной форме, то вначале указываются регалии воспитателя, количество ребят в группе, а также наличие правильно оформленного конспекта.

На занятии по лепке в старшей группе педагог выступает в роли советчика, поощряет инициативу детей

Литература по методике лепки

Для пополнения копилки идей для поделок, а также для составления планирования по лепке, педагогу будут полезны следующие пособия:

Лепка в старшей группе обладает большим методическим потенциалом. Она обогащает представления детей об окружающем мире, воспитывает эстетический вкус и т. д. Но, кроме того, этот вид изодеятельности даёт возможность ребятам в полной мере проявить свою фантазию не только на этапе собственно лепки, но и в процессе придумывания сюжетов, персонажами которых выступают готовые фигурки.

Конспект занятия по лепке в средней группе «Девочки в зимней одежде»

Вера Золотарёва
Конспект занятия по лепке в средней группе «Девочки в зимней одежде»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в средней группе «А»

Тема: лепка «Девочки в зимней одежде».

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Цели: вызвать у детей желание передать образ девочки в лепке. Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся книзу шубка, руки). Закреплять умение работать аккуратно, используя приобретённые навыки и приёмы лепки, соблюдать пропорции. Развивать образные представления, эстетическое восприятие, детское творчество. Приобщать детей к изобразительному искусству.

Материалы: куколка в зимней одежде, пластилин, доски для лепки, стека.

Предшествующая работа: наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе зимой, за одеждой взрослых и детей зимой, рассматривание картин о зимних забавах.

Ход НОД.

Дети сидят на стульях, воспитатель сидит перед ними.

Воспитатель. Ребята,отгадайте загадку:

Наступили холода, обернулась в лед вода,

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым,

Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Дети. Зимой.

Воспитатель — все верно. Назовите, пожалуйста, другие приметы зимы.

Дети.

Падает снег.

Мороз на улице.

Деревья стоят голые – спят.

Трава не растет.

Воспитатель. Молодцы, ребята. А что же делают люди, чтобы не замерзнуть зимой?

Дети. Включают в домах отопление, одеваются в теплую одежду: штаны, куртки, шубы.

— Правильно ребята. А перед началом работы мы с вами немного разомнёмся.

Давайте представим, все мы стали Буратинами. Представили? Начинаем нашу разминку.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел,

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

Воспитатель. Ну вот, пока мы с вами разминались, к нам пожаловала гостья, а кто оны вы узнаете, прослушав стихотворение.

Вот зима к нам пришла

Девочка шубку свою взяла,

Зимнюю шапку с бубоном надела,

Вышла во двор, на снежок поглядела.

Не холодно ей в этой шубке стоять,

Прыгать, и бегать, кататься, скакать.

Щёчки краснеют, руки не мёрзнут

В этой одежде не страшны морозы.

Воспитатель: О ком говорится в стихотворении? В какой одежде гуляют зимой девочки?

(показываю куклу в длинной шубке, шапке и сапогах).

— Как вы думаете, ей холодно было на улице? (ответы детей).

— Почему вы так думаете?

Дети. Она одета в тёплую одежду.

Воспитатель. Давайте рассмотрим форму этих частей.

На что похоже голова?

Туловище?

Руки?

Дети. Голова на круглый шар, туловище на конус, руки на цилиндры.

Воспитатель. Что же нужно сделать вначале?

Дети. Разделить кусочек пластилина.

Воспитатель.Кусок пластилина мы делим на части: 2 части — для рук и головы, а одна часть большая – для лепки туловища в длинной шубке. Куски поменьше мы откладываем, большой берем в руки, разогреваем его между ладонями и начинаем ему придавать форму. Сначала лепим толстую колбас-ку, а потом одну сторону раскатываем потоньше, чтобы она стала узкая, а другая широкая. Как называется такая фигура? (дети: конус). Когда мы закончили лепить туловище, нужно поставить его на доску, проверить, устойчиво ли стоит. Берем один из отложенных кусочков пластилина (побольше) и лепим из него голову. Покажи, пожалуйста, Ислам, как нужно лепить голову.

Ребенок. Нужно из куска глины скатать шар, поставить его сверху туловища, слегка придавить и место соединения сгладить пальцами.

Воспитатель. Молодец. А теперь нам осталось вылепить руки. Разделим последний кусочек пластилина на две одинаковые части. Арина, как теперь продолжим лепить руки?

Ребенок. Нужно оба куска пластилина раскатать в колбаски так, чтобы они были одинаковой длины и толщины. Затем приставить их с двух сторон к туловищу и немного надавить. Затем сгладить место соединения.

Воспитатель, На какую фигуру похожи наши руки?

Дети. На цилиндр.

Воспитатель. Хорошо, спасибо. Ребята, когда все части соединены, осмотрите всю куколку – проверьте соединения частей, сгладьте все неровности,и с помощью стеки сделайте лицо: глаза, рот, нос. Займите, пожалуйста, свои места и приступайте к работе.

Дети выполняют работу. Воспитатель подходит индивидуально к каждому ребенку и помогает советами или похвалой.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, а теперь готовые работы поставим в круг (ставим на одну доску для лепки, на листочки с подписями имён детей).

Давайте рассмотрим получившиеся фигурки.

Дети сами оценивают свои поделки.

Воспитатель. Что-то мы засиделись. Давайте покажем нашим куколкам, в какие игры можно играть на улице, чтобы не замерзнуть.

Подвижная игра ЛОХМАТЫЙ ПЕС

Задачи: Приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал.

Описание: Ребенок изображает собаку, он сидит на стуле, и делает вид, что спит. Остальные дети находятся в другом конце помещения за чертой – это дом. Они тихо подходят к собаке,все вместе говорят: «Вот лежит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос. Подойдем к нему, разбудим, и посмотрим – что же будет?». Хлопают в ладоши возле пса и убегают, пёс догоняет. Кого поймали, садятся на скамейку. Игра повторяется. Роль передается другому ребенку. Игра повторяется.

Молодцы ребята. Вы все сегодня хорошо поработали и поиграли. Сейчас можно отдыхать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *