Ребенок часто болеет в школе

Что делать с учёбой, если ваш ребёнок часто болеет

Поговорим о том, что делать, если ребёнок вязнет во всяких неприятных болячках. Таких как бронхит или астма, постоянные простуды, аллергии, гастриты и прочие проблемы. Больного ребёнка совершенно невозможно учить. Его и воспитывать-то невозможно. Как же быть? «Мел» совместно с «Эргофероном» собрал варианты для самых разных ситуаций.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Сменить климат

Многие часто болеющие дети становятся самыми обыкновенными, как только родители уезжают из края, где, например, цветут берёзы, приходит полярная ночь или дымит местный химкомбинат. Менять жизнь — дело огромное и часто неподъёмное. Но некоторым семьям легче начать снова на новом месте, чем беспрестанно лечить дитё, а то и нескольких. Вариант полегче — уехать из крупного города в область. Туда, где есть неплохая школа, например, в маленький город. Родители ездят на работу в центр, а ребёнка завозят в школу поблизости. Здесь меньше эпидемий, меньше шума и копоти, свежее воздух, но взрослым членам семьи придётся, конечно, труднее. Да и само по себе предприятие масштабное.

2. Лечиться правильно и закаливаться

Аллергия и астма, например, — подлые и хитрые болячки. Обнадеживающий момент в том, что у большей части детей они к 18 годам проходят или ослабляются. Но жить надо уже сейчас, а поэтому поиски хорошего врача и следование его рекомендациям — вопрос не только везения, но и упорного родительского труда. Форумы, знакомые, личные исследования проблемы — всё идёт в ход. Что же касается болезней «лёгких», но частых: мой ребёнок перестал болеть, когда начал каждое утро стоять по две минуты под ледяной водой. Решение, естественно, не универсальное, но вдруг кому-то пригодится. Многие ведь и в носочках дома ходят с рождения (и в шарфике при нуле градусов), а потом удивляются, что организм на любую ОРВИ выдаёт бронхит.

3. Учиться дома

Тяжёлый рюкзак, долгая дорога, сидение за партой, школьные стрессы, столовская еда, чихающие дети вокруг — всего этого можно избежать, если перевести ребёнка на семейное образование. Для многих, например, хроников-астматиков, — это очень неплохой выход, позволяющий избегать обострений. А там окрепнет и в школу, глядишь, пойдёт. С социализацией можно повременить. Но лучше, конечно, не затягивать.

4. Учиться рядом

Если есть районная школа, готовая вас принять, возможно, стоит записаться туда. Скорее всего, качество образования там ниже среднего. Но, главное, не треплют нервы, а ходить туда можно «время от времени» — главное, запастись ворохом справок. Всё равно в наше время многими вещами по учёбе можно заниматься самостоятельно.

5. Учиться в маленьком коллективе

Ещё один приемлемый вариант для часто болеющего ребёнка — маленькая школа. Тут многое зависит от достатка родителей. В Москве и в Питере есть варианты небольших и недорогих частных и наполовину частных «школок», в которых к образовательному процессу относятся гибко. Плюс, опять же, в том, что если в классе десять человек, а не тридцать, на ребёнка чихает примерно втрое меньше однокаш (ель)ников.

6. Научить учиться самостоятельно

Часто болеющий ребёнок — это ребёнок, который постоянно сидит дома один. Учить его некому и некогда. Родители на работе, на репетиторов по всем предметам не напасёшься. По опыту мне известно, что научить учиться самостоятельно можно абсолютно любого ребёнка старше 10 лет. Да, результаты будут разными. Но, во-первых, они будут разными и в школе. Во-вторых, мы можем варьировать степень нашего вмешательства. А в-третьих — навык самостоятельного обучения в наше время вообще один из самых главных. Который пригодится, кстати, сразу после ЕГЭ.

7. Болезнь как ресурс

У меня есть знакомый педиатр, который всё детство провалялся по больничкам (ангины, ревматизм, почки, сердце). К 9 классу вопросов о том, кем он станет, у него уже не было. Многие вспоминают, как частые простуды или травмы помогали им стать не только часто болеющими, но и сильно начитанными. Важно понять, что является ресурсом для ребёнка, что поможет поддержать здоровый дух в его довольно медленно крепнущем теле. Болезнь и «нехождение в школу» — это много времени для занятия по душе. Однако важно, чтобы это занятие ребёнок нашёл и выбрал сам.

8. Не бойтесь медикаментов

Очевидный способ укрепления иммунитета — медикаментозный. Конечно, каждый родитель сам выбирает, стоит ли идти в аптеку и покупать лекарство или довериться народным методам — универсального ответа тут быть не может. Но всё-таки лучше пользоваться проверенными средствами. Препарат «Эргоферон» создан для противостояния вирусам и инфекционным заболеваниям. Его задача — активировать иммунные клетки, уменьшать воспаление и снижать выраженность симптомов простуды. Препарат также можно применять как профилактическое средство в сезон простуд и гриппа. Не болейте, скоро весна!

Перед применением «Эргоферона» ознакомьтесь с инструкцией. О возможных противопоказаниях проконсультируйтесь с врачом.

Часто ли болеют несадовские дети в первом классе?

В основном несадовские дети хватают вирусы различные, которых не нахватались в детском саду, к которым, соответственно, не выработался специфический иммунитет. Такие дети болеть могут часто, и никуда не денешься. На частоту заболеваний повлиять сложно, но способствовать быстрому выздоровлению можно легко. Самое главное — повышать иммунитет закаливанием, есть здоровую еду, очень необходимы прогулки на свежем воздухе в любую погоду, хорошо отдыхать, достаточно спать, заниматься спортом и прочие общеизвестные составляющие здорового образа жизни. Если ребенок устал, лучше не повести его в школу, пусть отдохнет лишний раз, уставший малыш легче цепляет инфекцию. Если есть такая возможность, разумеется. Не применять антибиотики, если это вирус, пробовать вначале лечить гомеопатией и травами, другими натуральными средствами. Необходимо поддерживать ребенка в хорошем настроении, терпеливо помогать в учебе и взаимодействии в коллективе, самому оставаться спокойным, нервные дети болеют чаще. Хорошо поддержать нервную систему ребенка витаминами группы В и рыбьим жиром (содержатся в комплексах Супрадин Кидс и сиропе Пиковит).

Вечно болеющий школьник: причины и действия родителей

С поступлением в школу или с началом нового учебного года связаны разные неприятности. Касаются они не только непосредственно учебы, но и состояния здоровья ребенка. Школьник, особенно в младших классах, начинает усиленно болеть, пропускает учебу, требует постоянного повышенного внимания. Почему так происходит и как быть? Разберемся, из-за чего детей преследуют болячки и что могут предпринять родители.

Чем болеют школьники чаще всего

Дети в школе заболевают преимущественно теми недугами, которые легко передаются от человека к человеку. Это простудные заболевания, грипп, краснуха, ветрянка, кожные поражения различной природы и даже вши. Угроз предостаточно. Но, как ни странно, у младших школьников начинают проявляться заболевания, которыми нельзя заразиться. Например, сколиоз, гастрит, неврологические нарушения. Казалось бы, где связь?

С заразными заболеваниями понятно. Но как быть с незаразными? Родителям обычно кажется, что дети заболевают именно из-за школы. Якобы в учебных учреждениях слишком большие нагрузки, нет никаких условий для нормального развития и так далее. На самом деле, незаразные заболевания не берутся «с потолка».

Чаще всего они просто обостряются, когда ребенок идет в первый класс, либо возвращается к учебе после длительных летних каникул. Появляется дополнительная нагрузка, стресс, приходится прилагать больше физических усилий. Как известно, «где тонко, там и рвется». Тут и выскакивают все проблемы, которые раньше либо не замечались родителями, либо находились в зачаточном состоянии.

Некоторые заболевания имеют чисто невротическую природу. В первую очередь это относится к головным болям и непосредственно неврозам. Но сюда же можно отнести, например, насморк. Теперь мы видим, что заболеваний, которым подвержены школьники, огромное количество. Перейдем же к причинам их возникновения и методам борьбы.

Из-за чего школьники постоянно болеют

Список причин, вызывающих болезни у детей в школе, огромен. Мы не будем перечислять все возможные, а назовем самые частые. Примерно 95% заболеваний в школе приходится на описанные ситуации. В чем же дело?

  1. Ребенок банально не готов идти в школу. Мода отдавать ребенка в школу как можно скорее совершенно не оправдана. Не надо думать, что, если ребенок научился читать и знает какие-то основы письма, то он готов к обучению в школе. Должна обязательно присутствовать физическая и психологическая готовность, которая складывается не раньше, чем к семи годам. Отдавать ребенка в 6 лет неправильно. Конечно, бывают исключения. Но лучше подождать, чем пытаться как можно скорее отправить в школу своего «вундеркинда».
  2. Несформированность детского иммунитета. Здесь в первую очередь имеются в виду те случаи, когда ребенок подхватывает простуду и прочие заразные болячки. Вообще, тяжело полностью сформировать иммунитет к тому моменту, как ребенок пойдет в школу. И даже многочисленные усилия родителей по закаливанию не дают нужного эффекта. Полноценный иммунитет формируется только естественным путем, то есть за счет контакта с инфицированными. А еще ребенок обязан переболеть некоторыми заболеваниями, чтобы иммунитет до конца сложился. Из-за этого дети, которые ходили в детский сад, в школе болеют гораздо реже «домашних» деток, живших «под колпаком», в стерильных условиях.
  3. Плохая гигиена. Родители обязаны приучить ребенка к тому, что нельзя брать в рот грязные вещи, пить из одной бутылки с другими детьми. Ребенок должен помнить, что нужно мыть руки перед едой и так далее. Это простейшие правила гигиены, соблюдение которых значительно снижает риск заразиться.
  4. Чрезмерно высокая требовательность. Ребенок, оказавшись в новых для него условиях, должен адаптироваться. На адаптацию уходит не меньше, чем полгода. За это время он привыкает к требованиям, которые есть в школе, распорядку дня, дисциплине, необходимости делать уроки дома. Если родители с первых дней требуют от школьника, чтобы он соответствовал всем правилам обучения, ничего хорошего не выйдет. В условиях постоянного давления самый крепкий иммунитет даст трещину. Относится это, конечно, не только к родителям, но и к учителям. Хотя учителя младших классов обычно лояльны к детям, даже среди них попадаются не лучшие представители профессии.
  5. Отсутствие правильного распорядка дня. Распорядок дня – комплексное понятие, которое включает в себя режим труда и отдыха, питание, досуг. Родители должны позаботиться, чтобы распорядок был составлен верно. Как именно это сделать, поговорим далее.

Казалось бы, всего 5 причин, но каких важных. Практически все случаи частых болезней в школе можно подвести под какую-то из них. Конечно, здесь не сказано о наследственной предрасположенности к заболеваниям, неблагоприятной семейной обстановке, плохой экологии. Все это важно, но на данные составляющие повлиять гораздо сложнее. Зато с остальными проблемами можно и нужно бороться.

Что делать, если ребенок постоянно болеет

Во многом ответственность за здоровье школьника лежит на учителях и образовательном учреждении в целом. Но родители должны понимать, что в основном именно они отвечают, насколько здоровым и благополучным вырастет их дитя. Поговорим, как защитить ребенка от угроз, которым он подвергается в школе. В основном действия направлены на укрепление иммунитета и повышение работоспособности. Как они выглядят?

1. Полноценное питание

Некоторые родители переоценивают значение специальных витаминно-минеральных комплексов в укреплении иммунитета ребенка. Витамины, естественно, важны. Но лучше всего получать их из обыкновенных продуктов, а не за счет приема таблеток. Полноценное питание должно включать в себя пищу различного происхождения: злаки, овощи, мясо, рыбу, фрукты и ягоды. Естественно, у ребенка должен быть ежедневный завтрак. И тогда никакие витамины или пищевые добавки не понадобятся.

2. Соблюдение гигиены

О чем мы выше говорили. Ребенка необходимо приучать к тому, что он должен тщательно мыть руки с мылом перед едой и каждый раз после посещения туалета. Если нет такой возможности, обязательно снабдить школьника антибактериальными салфетками. Соблюдение гигиены требует регулярной чистки зубов, поскольку в ротовой полости скапливается множество бактерий, а они подрывают иммунную защиту. Помните, что лучше всего дети перенимают полезные привычки, наблюдая за взрослыми. Поэтому начните с себя, постоянно показывайте хороший пример.

3. Достаточный отдых и благоприятный микроклимат

Ребенок должен спать 9 часов в сутки. Принципиально важен и период сна. В будни и в выходные школьник должен спать в одно и то же время. Лучше всего с 10 вечера примерно до 7 утра. Что же касается условий, в которых спит ребенок, то их нужно сделать оптимальными. Ежедневно проветривайте комнату школьника, особенно непосредственно перед уходом ко сну. Желательно, чтобы в этой комнате не было компьютера или телевизора. Иначе гарантирована нездоровая атмосфера. Зато комнатные растения, правильно подобранный дизайн и удобная мебель – значительный плюс. Они помогают и в учебе, и в сохранении здоровья.

4. Регулярная физическая активность

К сидячему образу жизни люди начинают привыкать еще с детства. Поскольку школьник много время проводит за занятиями, он мало внимания уделяет физической активности. Эту проблему должны решить родители. Учеба, конечно, вещь полезная. Но, если пренебрегать спортом и физкультурой, в ней неизбежно появятся проблемы. Отсутствие физической нагрузки рано или поздно выливается в нехватку внимания, апатию, низкую работоспособность. Делайте зарядку с утра вместе со своим школьником, не жалуйтесь на то, что у вас нет времени. Для этого оно должно найтись. Подумайте о дополнительных занятиях, где ребенок сможет больше двигаться. Подойдут легкая атлетика, прочие подвижные виды спорта, танцы. Конечно, лучше это делать не в первом классе. Но в начальной школе заниматься уже можно.

5. Правильные условия учебы

Родители не могут серьезно повлиять на условия обучения непосредственно в школе. Устаревший материальный фонд – одна из самых распространенных проблем сегодняшних образовательных учреждений. Зато дома надо создать условия, в которых ребенку комфортно заниматься. Касается это не только организации рабочего пространства, но и, например, школьного ранца. Подберите модель, рекомендованную педиатрами. Следите за тем, чтобы ранец не был слишком тяжелым. Если у него большой вес, провожайте и встречайте ребенка из школы, помогая справиться с нагрузкой.

Заключение

Не забывайте, что школьнику в младших классах требуется усиленный контроль со стороны специалистов. Даже если ребенка ничего не беспокоит, посещайте педиатра для профилактики. Делайте все назначенные прививки, выполняйте рекомендации детских докторов. Полностью защититься от болячек вы не сможете, школьник все равно будет болеть. Но хотя бы не так часто и с минимальными последствиями.

Что делать, если ребёнок постоянно простужается?

Рассказывает врач-педиатр Татьяна Мангушева.

Почему он так часто болеет?

Ребенок, у которого часто повторяются ОРВИ, сейчас не редкость. Часто – это 6–8 раз в год. Хотя, если малыш только пошел в садик, он может болеть ОРВИ и чаще, это естественный процесс адаптации. Теперь о том, «почему». Есть несколько основных причин:

1. Недолеченность. Многие мамы, отсидев с ребенком на больничном неделю, настаивают: «Выписывайте, доктор. Все у нас нормально: насморка нет, температуры тоже, чуть подкашливает, но пройдет – на это нужно время. А на меня и так уже на работе косо смотрят». К сожалению, большинство родителей невозможно убедить в том, что остаточные явления нельзя пускать на самотек – может развиться осложнение и перейти в хроническое заболевание. Вообще, после ОРВИ нужно еще на 5–7 дней резко ограничить контакты с другими детьми (и со взрослыми, так что никаких гостей, поездок в общественном транспорте, походов по магазинам!), иначе высок риск заболеть снова – иммунная система должна восстановиться.

2. Встреча с вирусами другого вида и бактериальными инфекциями. Вирусов, вызывающих острые респираторные заболевания, насчитывают около двухсот. Переболел раз — получил иммунитет к одному виду, второй раз – к другому. А еще есть и бактерии (стрептококки, стафилококки…), которые тоже могут вызывать респираторные (т. е. относящиеся к органам дыхания) заболевания. Жизни не хватит, чтобы столько болеть! Логичен вопрос: почему одни дети не вылезают из простуд, а другие нет? Многое зависит от того, насколько эффективно работает иммунная система ребенка.

3. Ослабленный иммунитет. Защитные силы организма – сложная система, на работу которой влияет множество факторов:

● дисбактериоз – состояние, при котором нарушается равновесие микрофлоры кишечника. Интенсивно размножающиеся патогенные микроорганизмы одерживают верх над полезными бактериями, а они-то и способствуют выработке иммуноглобулина А – основного защитника организма от инфекций.

● аллергия – это вялотекущий воспалительный процесс. Защитная система организма борется с ним, и на то, чтобы одолеть еще и новые инфекции, сил не хватает.

● глисты – продукты распада их деятельности (токсины) всасываются в кишечник, и защитной системе опять-таки приходится работать с двойной нагрузкой: и бороться с вирусами, и выводить токсины.

● хронические очаги инфекции – они постоянно присутствуют в организме, например, при тонзиллите, гайморите, кариесе и других заболеваниях.

● заболевания внутренних органов: почек, сердца или, например, нарушение функций поджелудочной железы, которая обеспечивает синтез иммуноглобулинов.

Что делать?

Часто болеющего ребенка, особенно если он болеет не только часто, но и подолгу, нужно обследовать. Для начала педиатр должен назначить:

● общий анализ крови,
● иногда биохимический анализ крови,
● анализ мочи,
● иммунограмму,
● УЗИ органов брюшной полости.

По результатам обследования врач решает, к каким специалистам направить ребенка на консультацию, чтобы найти первопричину частых ОРВИ.

Прежде всего, как правило, нужно показать ребенка аллергологу. Особенно если после болезни он еще долго подкашливает. Это может быть синдромом так называемого обструктивного бронхита (при котором бронхи забивает неотходящая мокрота), что по сути является предастматическим состоянием. Кроме того, аллерголог назначает исследования кала на дисбактериоз, на яйцеглист, а также кожные пробы или специальный анализ крови с целью выявления аллергенов.

Если у ребенка обнаруживаются проблемы с почками, его направляют к нефрологу, с органами пищеварительной системы – к гастроэнтерологу. И конечно, обязательно к отоларингологу – обычно у 90% часто болеющих детей есть серьезные лор-проблемы, чаще всего это аденоиды.

А вот иммунолог, вопреки распространенному мнению, нужен далеко не каждому ребенку. Потому что патологии иммунной системы, к счастью, у детей встречаются редко.

Но если ОРВИ протекает слишком долго и тяжело, ребенок отстает в развитии от своих ровесников, тщательное иммунологическое обследование необходимо.

Лечить без ошибок

Не стану говорить о лечении ОРВИ – это тема особая. Но остановиться на ошибках нужно обязательно. Во-первых, вирусные инфекции нельзя лечить антибиотиками, на вирусы они не действуют, а вот состояние микрофлоры кишечника ухудшают, к тому же провоцируют аллергические реакции у детей. Однако врачи нередко назначают их для «перестраховки», хотя такие препараты необходимы только тогда, когда налицо симптомы осложнений.
Самая распространенная ошибка родителей – стремление сбить температуру. Не стоит этого делать! Температура – естественная защитная реакция организма: при высокой – вирусы и бактерии перестают размножаться. Сбивать температуру нужно только тогда, когда она поднимается выше 38,5°. Или, если ребенок плохо ее переносит, например, у него начинаются судороги.

Есть растительные средства, укрепляющие иммунную систему на основе эхинацеи, женьшеня и т.д. Их можно принимать для профилактики и укрепления иммунитета, но только когда ребенок здоров и после консультации с врачом.

Плюс профилактика

А вообще, как бы банально это ни звучало, лучшее, что укрепляет организм, – это закаливание. Начинать его нужно летом. Можно проводить водные процедуры или воздушные, индивидуальную схему для ребенка лучше обсудить с педиатром. Хорошая тренировка для иммунитета – баня: с 2,5–3 лет можно водить ребенка в парную или сауну. В начале июня или сентября хорошо свозить ребенка на море, но не менее чем на две недели, чтобы он нормально перенес акклиматизацию.

С осени до начала лета, когда происходит естественное ослабление иммунитета, нужно принимать поливитамины. Помимо витаминно-минеральных комплексов, общеукрепляющим действием обладают дрожжевые препараты, особенно с добавками минералов.

В период эпидемий гриппа и ОРВИ перед выходом из дома желательно смазывать изнутри носик ребенка оксолиновой или интерфероновой мазью, чтобы повысить защиту слизистых (предварительно проконсультируйтесь с врачом). А по возвращении промывать нос йодно-солевым раствором (на стакан воды 1 ч. ложка соли и 5 капель йода). Расставьте по квартире блюдечки со смесью разных орехов: грецкого, фундука, кедровых. Пусть походя ребенок съедает по щепотке – это тоже укрепляет защитные силы.

И, конечно же, не забывайте о вакцинации. Не только против гриппа. Ослабленным детям просто необходимы плановые прививки. Например, корь или краснуха ослабляют иммунитет сильно и надолго: ребенок начинает болеть ОРВИ гораздо чаще. Прививки делают не раньше чем через две недели после полного выздоровления. В день вакцинации обязательно нужно измерить температуру, ребенка должен осмотреть педиатр.

В тему

Анна Никонова, мама 7-летней Иры:

– У нас было два захода в детский сад с перерывом в год, и всякий раз начиналась полоса беспрерывных болезней. Посадила дочь дома, с няней. И что? Три простуды за осень.

Однажды попали к хорошему педиатру, она предложила схему закаливания. Как многие родители, я поначалу отнеслась к этому скептически. Начали с контрастных обливаний ладошек. 2–3 раза в день Ира полминуты держала ручки под текущей из крана горячей водой, убирала, а я тут же поливала ее ладони из кувшина холодной. Потом по утрам стала обтирать ее тело махровым полотенцем, смоченным в воде комнатной температуры, и растирать сухим до легкого покраснения. Позже перешли на контрастный душ. С пяти лет больше не болеем.

Татьяна Гурова, мама 5-летнего Антона:

– Мы победили частые простуды благодаря спорту. Хотя первая попытка была неудачной. В 2,5 года я начала водить сына в бассейн. Не пошло, хотя мы и голову сушили, и не выходили на улицу сразу после занятий, и одевались тепло. Следующей осенью поставила сына на горные лыжи. Я – тренер, занимаюсь с детьми. Нагрузки подбирала ему осторожно, но в общем-то наращивала интенсивно. Зиму проскочили без соплей. Мы даже ее продлили: в мае ездили на детские сборы в Апатиты. Из Москвы улетали в 20 градусов тепла, а там снег, ветер. Все перенес нормально, не чихнул ни разу! Летом много купаемся: на даче река рядом. С утра до вечера сын ходит по саду босиком, а на ночь мою ему ноги холодной водой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *