Николо георгиевский храм

Архиепископ Димитрий возглавил литургию в честь 20-летия Николо-Георгиевского прихода г. Витебска

12 декабря 2015 года Николо-Георгиевский приход отмечал знаменательное юбилейное событие – 20-летие со дня основания. Молитвенно возглавить и сопережить этот праздник вместе с приходом прибыл Управляющий епархией Архиепископ Димитрий. За богослужением молились секретарь Витебской епархии протоиерей Владимир Резанович, настоятель храма протоиерей Николай Коляда, духовник Витебской епархии архимандрит Лев (Федоров), благочинный Алексеевского округа города Витебска протоиерей Геннадий Войтович, благочинный Николаевского округа города Витебска протоиерей Александр Сироткин, протоиерей Павел Лукин (г. Бобруйск) и другие священнослужители. Молитвенно соучаствовать в праздничной литургии собрались верующие со всего г. Витебска.

За литургией архиепископ Димитрий совершил диаконскую хиротонию насельника Свято-Троицкого Маркова монастыря города Витебска монаха Евсевия (Буракова) и выпускника Витебской духовной семинарии диакона Александра Пашкевича.

Праздник почтили своим присутствием уполномоченный по делам религий и национальностей Витебского областного исполнительного комитета Даниленко Михаил Романович, глава администрации Первомайского района Орлов Николай Валерьевич и другие почтенные гости.

Для многих это не просто Божийдом, а место духовного рождения, обретения живой веры в Господа Иисуса Христа. Здесь люди становятся членами приходской семьи. Многие из тех, кто начинал при Николо-Георгиевском храме детьми — воспитанниками воскресной школы — уже сейчас настоятели приходов, священники, диаконы.

После литургии торжество плавно перенеслось в воскресную школу, где уже были накрыты праздничные столы. Владыка Димитрий поздравил настоятеля и прихожан с праздничным юбилеем. Молодежный хор спел несколько песен. Младшие ребята воскресной школы рассказали замечательные стихи. Трио «Ковчег» наполнило класс душевными песнями. Особенно трогательным моментом был просмотр фильма о приходе, сделанный инициативной группой прихожан: Ларисой Мартыновой, Светланой Середенко, Яном Говороцовым и многими другими.

А много ли это — 20 лет? Что-то делается в церкви сравнительно недавно. В этом году указом Владыки начал свою активную деятельность Духовный Центр «СоДружество». Относительно недавно в храме началось молодёжное служение. Братство «Трезвение» оказывает посильную помощь страждующим людям с 2008 года. Так как среди прихожан очень много медицинских работников, они объединились в медицинское братство и сейчас оказывают помощь нуждающимся прихожанам, а также проводят беседы и акции против абортов. Иконописная мастерская – тоже относительно новое дело, где трудятся сестры Сиваковы — Ирина и Анастасия. А вот сестричество начинало свое служение с самого начала – они и строили, и организовывали обеды для малоимущих семей, и посещали Вороновскийдом-интернат. И по сей день это важное служение продолжается. Некоторые из сестер посвятили себя монашескому подвигу.

С чего всё началось? В 1995 году в связи с 50-летием победы над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне к епископу Витебскому и Оршанскому Димитрию обратились представители различных организаций с просьбой увековечить память погибших воинов в виде храма. В свою очередь, епископ Витебский и Оршанский Димитрий обратился к председателю Витебского горисполкома Григорьеву М. В. с просьбой передать пустующее здание по адресу пр-т Черняховского д.28/13, принадлежащее воинской части, для сооружения в нем храма-памятника.

Здание было передано в полуаварийном состоянии. Указом епископа Витебского и Оршанского Димитрия от 18 июля 1995 года настоятелем Свято-Георгиевского храма-памятника назначается протоиерей Николай Коляда. И с этого момента начинаются работы по реконструкции здания бывшего пожарного депо.Созидался храм и в нем преображались человеческие души.

Сейчас в храме трудится много прихожан. Каждый вносит свою лепту в становление храма. Благотворителей и активных прихожан наградили благодарственными грамотами за труды, понесённые во время становления прихода.

Служение Николо-Георгиевского приходаво славу Церкви и на благо народа продолжается.

Николо – Георгиевский Храм в селе Смогири был построен в 1892–1894 г.г. по завещанию генерал — лейтенанта Ракеева Федора Спиридоновича.
Ф.С. Ракеев родился в 1797 году в семье смоленского помещика. Род Ракеевых старинный, он был внесен в древние благородные дворянские роды родословной книги Смоленской губернии. 12 — летним подростком он был определен на службу в Смоленское военное ведомство. Карьера у него продвигалась очень быстро. Благодаря безупречной службе Ракеев Ф.С. в 1832 г. был определен в самый престижный столичный округ в г.Санкт – Петербург в корпус жандармов.
В 1837 году Ф.С. Ракеев вместе с А.И. Тургеневым перевозил тело великого поэта А.С. Пушкина из Петербурга к месту погребения в Святогорский монастырь Псковской губернии. В этом же году Ф.С. Ракеев встречал и сопровождал правителя Черногории архиепископа Петра Негоша.
Оба поручения достаточно деликатного свойства, что характеризует Федора Спиридоновича, как человека дипломатичного и ответственного.
Сын генерала Ракеева Георгий участвовал в Крымской войне и погиб в 1854 году в битве при Инкермане. В Храме воинской славы в г. Севастополе есть памятная доска с именем капитана Ракеева.
Ракеев Ф.С. был сторонником отмены крепостного права. Из Уставной грамоты за 1862 известно, что Ракеев при освобождении крестьян из крепостной неволи наделял их пашнями, сенокосами, лесом, землями под строения. С 1846 г. по 1868 г. Ракеев Ф. С. владел деревней Вырицей под Санкт – Петербургом. Федор Спириодонович много сделал для развития Вырицы, повышения ее статуса, наладил транспортное сообщение, построил лесопильный завод. После революции улицы Вырицы переименовывали на большевистский лад, но Ракеевскую улицу в знак благодарности не тронули. В г. Санкт – Петербурге также сохранилась улица Ракеева.

В декабре 1870 года Федор Спиридонович вышел в отставку с правом носить мундир.
Умер Ракеев Ф.С. в 1878 году в Санкт-Петербурге. Он завещал «в память павшего в Инкерманском сражении незабвенного сына … сорок тысяч рублей …на постройку в с. Ядревичи Духовщинского уезда Смоленской губернии (ныне деревня Смогири в Кардымовском районе Смоленской области), в приходе которого было мое родовое имение, каменной теплой церкви во имя Св. Георгия Победоносца, с фамильным склепом, в котором похоронить и меня».
После смерти тело генерала было забальзамировано, перевезено на любимую им Смоленщину и с почестями похоронено в фамильном склепе, над которым был построен каменный Николо – Георгиевский Храм.
Вдова Елена Павловна, выполняя волю покойного, взяла на себя все хлопоты по осуществлению его мечты о каменном храме. После получения разрешения смоленского епархиального начальства произвести постройку церкви она обратилась к известному архитектору Альфреду Александровичу Парланду с просьбой выполнить проект большого кирпичного сооружения. Для того чтобы память о Ракееве была неизгладимой, вдова решила построить прочную величественную двухэтажную церковь с колокольней.
Альфред Парланд составил красивый по плану и изящный по архитектурному решению проект. Рисунок этой церкви, выполненный автором, находится на хранении в фондах Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».
Альфред Парланд разработал план устремлённого ввысь здания в русском стиле. Парланд предложил не штукатурить внешние стены, так как они должны быть выполнены из излюбленного материала архитектора – красного кирпича. Поверхность стен предполагалось декорировать также кирпичом, разным по форме, – то есть в камне следовать традиции деревянного русского узорочья. В строительстве было использовано около 30 форм кирпича.
Парланд большое внимание уделил миниатюрной проработке архитектурных элементов, добиваясь, чтобы церковь получилась нарядной и колоритной. Создатель проекта учитывал, что его сооружение будет видно на много сажень вокруг, оно будет притягивать взгляды и должно вселять радость в каждого.
В страховом документе ракеевской церкви указывается 1894 год как год окончательной постройки. Престол Нижнего Храма был освящен по завещанию генерала в честь Великомученика Георгия – Победоносца. Престол Верхнего Храма решено было оставить за Святителем Николаем Чудотворцем, так как Храм возвели на месте деревянной Никольской церкви. Часто Николо-Георгиевскую церковь называли просто Николаевской.
Вдове Ракеева пришлось пожертвовать и дополнительные средства на устройство церкви, продать часть имения, ведь требовалось создать два иконостаса (для верхнего Никольского храма и нижнего Георгиевского), закупить вдвое больше церковной утвари для проведения богослужений.
Строительство большого каменного храма повлекло и переименование села: поселение стало писаться в документах как Николо-Ядревичи. Появление великолепного здания, архитектурного шедевра в глухой местности не могло не привлечь внимания главного иерарха Смоленской епархии.
В конце XIX века епископом Смоленским и Дорогобужским был Преосвященнейший Гурий. Он выказал желание лично провести чин освящения Николо — Георгиевского храма. Так, в сентябрьском выпуске «Смоленских епархиальных ведомостей» за 1895 год говорится, что «Преосвященный выезжал из Смоленска 23 и 24 числа в село Николо-Ядревичи, Духовщинскаго уезда, для освящения вновь построенного там храма».
До революции Храм процветал, вокруг была прекрасная природа, рядом вишнёвый сад, красивое озеро. Вокруг церкви были умощенные булыжником дорожки.
После революции начались гонения на Церковь. В 1932 году сюда прибыл отряд НКВД. Храм подвергся вандализму. Была расхищена и разграблена церковная утварь, иконы. Подвергся разграблению и фамильный склеп генерала. Усыпальница была вскрыта, а тело генерала выбросили на дорожку перед Храмом. Местные жители потом занесли его назад и как смогли захоронили.
Из воспоминаний ветерана Великой Отечественной войны, местного жителя Крышилина Ивана Викторовича: » Я на всю жизнь запомнил этот день. В 32 – м году сюда прибыл обоз с пьяными НКВДешниками. Начался просто грабеж церкви. Подводу загнали в Нижний Храм и бросали в нее ценные вещи. Недалеко от церкви был разложен костер, куда бросали иконы. Местные жители умоляли отдать иконы им. Несколько образов удалось сменять на сало и самогон и спасти их от уничтожения. На моих глазах была разграблена усыпальница Ракеева. Я был мальчишка, но мне на всю жизнь запомнилась эта адская картина…Пьяные, обезумевшие люди, потерявшие человеческий образ, дрались за мундир, сапоги и награды генерала. Еще я запомнил генерала… Его тело было черное, забальзамированное, с длинными седыми волосами…По телосложению это был высокий, крепкий, подтянутый мужчина… Для меня это был очень хороший урок, как не потерять человеческий облик ни при каких условиях…Я прошел всю войну, и прошел ее с Богом…»
Позже склеп генерала подвергался разграблению черных копателей и мародеров, которые искали генеральский клад.
До войны Храм пытались превратить в клуб. Но местные жители были глубоко религиозными людьми, любили свой Храм, участвовали в его строительстве, ухаживали за ним, вкладывали в него свою душу и , поэтому, были категорически против превращения Храма в клуб. В памяти старожил сохранились воспоминания о том, как приезжие активисты подпоили старушку, привели гармониста и в алтаре Нижнего Храма устроили гуляние с песнями и танцами. Подвыпившая плясунья подвернула ногу и осталась на всю жизнь хромой, а гармонист попал впоследствии в косилку рукой и стал увечным. Господь поругаем не бывает…
Т.к. не удалось Храм превратить в клуб, из него сделали сельхозсклад.
По воспоминаниям ветеранов Великой Отечественной войны, которые в этих местах участвовали в боях, Храм с его мощными стенами толщиной 2.5 м в 1941 г. служил надежным укрытием для наших солдат. Около 3 – х суток они сдерживали врага, рвавшегося к Москве, укрываясь за стенами Храма. До сих пор следы пуль можно увидеть на западных стенах церкви.
После войны Храм пытались взорвать, а кирпич пустить на строительство ферм. Была заложена взрывчатка, но… взрывом вырвало только кусок стены возле подвального помещения. Храм устоял. Было решено здание церкви использовать как склад для корма скота и удобрений. Здесь же шла разделка туш и обработка шкур животных.
В 60 – е годы XX в. родственники Ракеевых, эмигрировавшие во Францию, обратились с просьбой в советское посольство перезахоронить своего предка на Русском кладбище в Париже. Был дан ответ, что нет ни Храма, ни могилы генерала.
В 1980 году в Москве проходила Олимпиада, и местные власти сделали показной ремонт, чтобы не омрачать образ государства в глазах иностранцев. Со стороны трассы была проведена бутафорская «реставрация» Храма – крышу покрыли жестью, на купола поставили кресты из уголка, окна забили досками. Местным жителям был дан наказ, что если любопытные иностранцы будут интересоваться, то говорить, что Храм действующий, а священник в отъезде.
В 1996 году Ярцевский благочинный архимандрит Вадим (Малиновский) обратил внимание на этот Храм. Это были тяжелые в экономическом отношении годы в нашей стране, но благодаря духовному подъему ярцевчан и православных людей из других мест, а также помощи Зарубежной Американской церкви началось восстановление святыни.
Из воспоминаний добровольцев – ярцевчан, трудившихся на расчистке Николо – Георгиевского Храма:
«Слезы наворачивались на глаза при виде того, что сделали в свое время безумные люди. Стены залиты гудроном, окна забиты неоструганными досками, гранитные плиты пола служили настилом в скотнике. Верхний этаж был в ужасном состоянии. Там вместо пола был купол нижнего храма, на котором громоздились обрезки алюминия, битый кирпич, смешанный с грязью и мусором. Расчищать ездили целыми семьями. Уставали, но получали такое душевное удовлетворение, какого ни с чем сравнить нельзя. В один из приездов в Смогири мы стали свидетелями необыкновенного чуда. Над новыми куполами и сверкающими золотыми крестами, заиграла, переливаясь всеми цветами, радуга вокруг солнца. И это при безоблачном небе и без каких-либо намеков на дождь. Мы радовались этой сказочной красоте, и мы поняли, что эта радуга стала венцом, которым увенчались наши труды по восстановлению Николо — Георгиевского храма».
И в 2000 – м г. Храм снова стал действующим.
27.08.2000 г. митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (XVI Святейший Патриарх Московский и всея Руси) заново освятил Верхний Храм.
После освящения Верхнего Храма началось восстановление и усыпальницы генерал – лейтенанта Ракеева Ф.С. в Нижнем Храме. Место его захоронения было в ужасающем состоянии. Трижды могила подвергалась разорению. Склеп был полностью забит мусором, грязью, превращен в отхожее место. Бережно расчищая каждый сантиметр усыпальницы, были найдены останки генерала и некоторые фрагменты его гробницы. По зову души, без всякого приказа военные участвовали в восстановлении склепа, считая своим долгом позаботиться и исправить несправедливость в отношении к останкам основателя Храма.
Для восстановления усыпальницы был подобран мрамор, похожий на первоначальный. Молодые спортсмены из Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма помогли уложить на место 250 – килограммовую чугунную плиту – надгробие.
26.08.2005 г. епископ Вяземский Игнатий освятил Нижний Храм.
В 2007 г. была освящена новая звонница.
Сегодня Храм сверкает крестами, прихожане собираются на службы, звонят колокола.
Вернулись в Храм и некоторые спасенные иконы. Их сохранили верующие люди, а затем передавали из поколения в поколение.
Первой из них стала икона Святителя Николая Чудотворца. Одна девочка, когда жгли иконы, выхватила её из огня, берегла всю жизнь и завещала своим внукам: когда будет восстановлен храм, вернуть её. Но до восстановления она не дожила. Слова её стали пророческими, и икона ею спасенная заняла своё место в Верхнем храме. Ее внуки передали эту икону лично в руки митрополиту Кириллу. Икона была черная от огня, изображения на ней не было видно. Но спустя некоторое время после возвращения в Храм образ стал светлеть, и проявился лик Святителя Николая Чудотворца.
Вернулась и главная святыня храма – икона Божией Матери «Корсунская — Смогири», называемая в народе «Плачущая Богородица», которая собирает на свой праздник 22 октября большое количество людей.
В 2018 — 2019 г.г. была воссоздана роспись Храма.
26.08. 2019 г. митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор совершил чин освящения новой росписи.

P.S. Наш Храм восстанавливался всем миром… Люди, причастные к этому возрождению, не на словах знают, какой непростой пройден путь для того, чтобы Храм снова жил.
Глядя сегодня на Николо – Георгиевскую церковь в Смогирях, вспоминается замечательная песня композитора Д. Тухманова на слова В.Харитонова «День Победы». В ней есть такие слова: » Это праздник со слезами на глазах…» !
Будем уповать и надеяться на милость Божию, что страшные времена гонений и разрушений больше не повторятся.

Смогири. Церковь Николая Чудотворца и Георгия Победоносца.

Буквально в километре от автодороги Москва-Минск возвышается величественный Николо-Георгиевский храм в селе Смогири, ранее называвшееся село Ядревичи Духовщинского уезда. Он был выстроен супругой Фёдора Спиридоновича Ракеева Еленой Павловной в 1894 году. После смерти генерал-лейтенанта Ф.С. Ракеева в 1878 году, его жена Елена Павловна Ракеева продала находившееся здесь имение и на вырученные деньги построила этот великолепный храм-усыпальницу. Для строительства были приглашены мастера из Италии, Санкт-Петербурга, а также местные каменщики.

Подготовка к строительству длилась два года. Сюда были привлечены рабочие из разных мест, трудились здесь и местные жители. На строительстве было использовано более 80 видов кирпича, изготовленного из построенного рядом с храмом кирпичного заводика. Тело генерала Ракеева было забальзамировано и погребено в склепе. Покрыт саркофаг был чугунной плитой, поверх которой была прикреплена табличка с описанием его заслуг на поприще военной славы. Генерал Ракеев был морским офицером, участвовавшим в Крымской войне 1853-1856 гг. Поэтому свод нижнего храма решено было выполнить в виде Андреевского стяга в память о морских сражениях тех лет. Пол был мраморным. Вся церковная утварь была выполнена из золота и серебра. На стенах было развешено боевое оружие и знамёна.

На месте нынешнего храма в ХIХ веке стоял небольшой деревянный Свято-Никольский храм. Все прихожане во время богослужения не помещались в стенах церкви. Ракеев ещё при жизни мечтал, чтобы после его смерти был выстроен двухэтажный вместительный храм. Для этого он завещал продать часть имения и пустить деньги на постройку новой каменной церкви. Прокт храма Елена Павловна решила заказать у одного из виднейших архитекторов того времени Альфреда Александровича Парланда, работавшим тогда в «русском стиле».

Строительство церкви продолжалось 2 года. Выстроенный храм освятили в 1894 году в честь Андрея Первозванного. Но затем верхнюю прсторную (летнюю) церковь переосвятили во имя святителя Николая Чудотворца, в память о деревянном храме, стоящим на этом месте. Нижний небольшой храм в честь Георгия Победоносца стал (тёплым) храмом. На внешней стороне храма видны углубления. В них некогда были иконы из бронзы, которые прихожане накануне праздников начищали до блеска. Храм буквально утопал в позолоте до 1930-х годов. В 1937 год храм был окончательно закрыт и превращён в сельский клуб. После войны храм пытались взорвать, а кирпич пустить на строительство фермы, развалины которой и по сей день находятся неподалёку от храма. По рассказам местных жителей, под церковь подложили взрывчатку, но… Храм устоял, но его попытались приспособить для других целей, в нём разместили склад корма для скота.

В 1993 году Николо-Георгиевскую церковь передали Смоленской и Калининградской епархии. Церковь восстанавливал архимандрит Вадим (Малиновский). Нынешний настоятель, священник Сергий (Кузьмин), продолжает его дело. Главная святыня храма — икона Божией Матери «Корсунская».

По материалам сайта http://www.smogiri.ru и из буклета «Николо-Георгиевский храм Смогири»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *